Instagram

среда, 25 апреля 2012 г.

«Ложечки-то нашлись, но осадок остался…»


История с публикациями в «Свободе слова» весьма грустная. Грустная потому, что ясно показала раскладку общества. Потому, что нивелировались понятия «порядочности» и «чести». В современном мире безудержного хамства подобные реплики и издевки стали восприниматься, как невинные детские шалости. Извиниться за «дружелюбные» на вид, но неоднозначные по существу колкости никому не хватает мужества. Мой звонок для примирения воспринимается, как слабость и поражение. Ох, как прав был Гришковец год назад…


Поводом для ушатов вылитой грязи, обвинений в «звездности» и «бездарности» послужила моя вполне корректная фраза, адресованная губернатору области:
— Не считаете ли Вы, что Ваш советник по культуре обязан быть корректным в высказываниях, не оскорблять коллег, не быть высокомерным?! Иначе, если он позволяет себе в социальных сетях вести себя подобным образом, - какой пример он может дать остальным участникам сообщества?!

Из последующих комментариев, однако, я для себя вынес много полезного…
Анонимы не в счет. Когда-то, готовясь в литинститут им. Горького,  я изучал семантику речи и могу с уверенностью сказать – что все анонимы – это 1-2 человека, не больше. А вот открытые публикации того же В.Козюка и В.Козловского – весьма интересны.  Они натолкнули меня на мысль, что даже среди творчески настроенных личностей, по-своему ярких и самобытных, отношение и понимание самой природы творчества может быть весьма неоднозначным. Я размышлял (и писал) об этом еще в Китае: мне кажется, есть два вида художников – первый: «достающий из себя», «являющий себя миру» - свои удачные находки и достижения, - но лишенный масштаба и наполненности творчества общечеловеческими ценностями. Такой тип я вижу, например, в некоторых работах, которые иногда просачиваются наружу из полуподвальчика на Фрунзе. Впрочем, оттуда в мой адрес до сих пор раздаются весьма громкие лозунги Козловского: «не надо претендовать на художества - у вас их нет» и «с моей точки зрения очень мерзко выглядит, когда ремесленник с единой целью в голове - заработать побольше бабла, - напяливает на себя платье художника».

Именно этот человек в 2003 г. не принял моего заявления в винницкий филиал Союза фотохудожников Украины. Вот его комментарий сегодня, спустя девять лет: «Ни единой достойной работы из пяти сотен принесенных на собрание "братии", как вы очень корректно пишете - вот и вся причина того что вас не приняли...»

Я люблю рассказывать эту умилительную историю, как Володя Осьмушко в 2003 г. перед моей большой персональной выставкой попросил меня вступить в НСФХУ, чтоб и возглавляемая им (на тот момент) организация была опубликована в заглавии мероприятия. Но у этой истории есть одна грустная составляющая  – за два года до этого, с этими же пятиста работами я подался в московскую секцию Союза фотохудожников России, куда был принят с первого раза.

Видимо, некоторым легче выказывать многолетнее упорство, чем признать конфуз.

В качестве комментария приведу слова известного журналиста Юрия Пархомчука, с которым мы даже особо не знакомы, он высказался год назад, когда эта история снова всплыла на поверхность в связи с полученным мной дипломом на конкурсе НСФХУ в Киеве: «Зорий, есть ли смысл оглядываться назад, на подвальчики, пропитанные духом пропитого прошлого и коммунальной зависти, приватизированные конкурсы? Ты ушел далеко вперед и не останавливайся. Там, еще дальше впереди, вход не по членским билетам».

… Так вот, вернемся к типу художников. Есть и другой вид – интравертный, несущий свои дары, как повину, но не смеющий их закапывать из-за возложенной ответственности. Творчество, которое через него идет – харизматично, во многом лишено личностных заслуг, - разве кроме особого внутреннего фильтра, модерирующего чистоту. Однако, это не означает, взгляд на мир через розовые очки – отнюдь, чтобы вынести наружу жемчужину, нужно профессиональным глазом «выковырнуть» раковину, в которой она спрятана.

Но проблема в том, что первый тип не понимает, что художнику нужно свои дары отдавать – это почти физиологическая потребность, как поесть и поспать. Они воспринимают это в штыки – любое внешнее проявление фонтанирующего творчества – на их языке – «самопиар», «самоявление», «бряцание медалями и заслугами».

Отчасти они правы. Выдавая в год по чайной ложке, им трудно представить, что рядом с ними живут люди, у которых свое понимание и чувство времени – времени отпущенного для того, чтобы успеть все предначертанное сказать и сделать. При том, что счетчик тикает постоянно – и им неведомо, что кого-то может мучить совесть от непоспевания за хронометром.
Иво Андрич, Нобелевский лауреат, дальновидно предупредил всех нас, что публикуя любое свое произведение, автор должен заведомо знать, каким экзекуциям оно обязательно станет подвергаться в будущем, сколько на него будет вылито грязи и пр. и пр.

Спасибо девушке, которая в качестве комментария, процитировала стихотворение «Альбатрос» Шарля Бодлера  (Charles Baudelaire, в переводе П.Якубовича):
Когда в морском пути тоска грызет матросов,
Они, досужий час желая скоротать,
Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов,
Которые суда так любят провожать.

И вот, когда царя любимого лазури
На палубе кладут, он снежных два крыла,
Умевших так легко парить навстречу бури,
Застенчиво влачит, как два больших весла

Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает!
Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон!
Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает,
Тот веселит толпу, хромая, как и он.

Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
Летаешь в облаках, средь молний и громов,
Но исполинские тебе мешают крылья
Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.

Многие комментаторы писали также о моей «излишней чувствительности». А я отвечу вопросом на вопрос: «Вы считаете, что творческая личность должна быть «толстокожей»? И при этом продолжать творить?!»…

… Мой последний публичный пост в данной перепалке был следующим:

«По мудрому предложению, поступившему от портала "СВОБОДА СЛОВА" я решил лично перезвонить Владимиру Козюку для примирения. В результате - мы помирились и все обвинения снимаются.

У многих возникнет вопрос, нельзя ли было это сделать раньше, до публикаций? В чем, собственно, был конфликт?

Отвечу: я действительно знаю Володю много лет - в том числе и как добряка и шутника. Он сам признался, что на его острые колкости иногда друзья перезванивают и спрашивают, как реагировать? Если внимательно посмотреть его комментарии к моим постам за последнее время - там немало шуток, которые можно расценивать неоднозначно. Действительно, наверное, я должен был бы перезвонить ему раньше, но плотный график, постоянные командировки и перегрузки сделали свое дело - коммуникация не состоялась.

Зато теперь - мы задали друг другу те вопросы, которые не решались задать в течение нескольких лет - и ответы нас самих удивили своей простотой и бесхитростностью. Чему я очень рад, т.к. эта ситуация и публикации вокруг нее вскрыли много "доброжелателей" как моих, так и Володи, которые годами - не то чтобы камень за пазухой - артиллерийский пулемет носят! И если наши первые посты носили интеллигентный, мирный характер исключительно вокруг "корректности высказывания", то оголтелые анонимы и онанисты превратили, впрочем, как всегда, — все это в откровенную омерзительную смесь.

Зато теперь, уверен, наши дружеские отношения выйдут на новый виток.

Повторюсь еще раз - я высоко ценю творчество Владимира Козюка, его стиль, как в живописи, так и в фотографии. Подаренная им авторская книга с автографом уже несколько лет красуется у меня на полке в досягаемости вытянутой руки, - я вижу в наших работах много общего, - в первую очередь - одинаковое желание передать красоту окружающего мира!

Хочу публично извиниться перед теми читателями, которых мы отвлекли от более важных дел, а также перед теми, кому эти публикации оказались в соблазн.

Особо хочу поблагодарить портал "СВОБОДА СЛОВА" за проницательность и недопущение того, чтобы из искры возгорелось пламя.»


Однако, также хочу опубликовать без купюр и документ, написанный мной в разгар конфликта – здесь ясно изложена моя позиция, и думаю, в будущем мне не раз еще придется обращаться к этому тексту.

«Господа козюки, козловские, их тени, отражения, блики!

Я благодарен вам за многогранную и многостороннюю картину уклада провинциальной глубинки, обрисованную вами и вашими тенями в этом блоге. Честно говоря, даже переглядывая его по диагонали, понимаешь, что следуя вашей логики, весь мир состоит из сплошной желчи, равной вашему внутреннему состоянию. Я вас расстрою – мир иной.
Это мое письмо – последнее в этом посте – с этой минуты я даже заглядывать сюда не собираюсь, - в интернете есть много интересного, на что можно потратить свое драгоценное свободное время. Напоследок, замечу для бывших коллег – бывших, потому что я разочарован нашим с вами соседством в одной профессии – впрочем, вы ведь еще и врачи и художники и строители, - ни один из вас мне путевку в жизнь не давал, а значит и не вправе требовать отчет за то, как я эту жизнь прожил.

Напротив, понимаю, за 10 лет, которые я живу в Виннице, я сильно «намулил» вам глаза – спасибо, что вы пристально следили все эти годы за каждым моим шагом, читали мои статьи, смотрели интервью – как выяснилось, вы информированы лучше моих родственников.
Кстати, повторюсь, все мои дипломы можете пересчитать на стене студии. Я горд тем, что не являюсь членом НСФУ, созданном одним из вышеупомянутых товарищей (впрочем, больше руку ему не подам), равно, как и счастлив тем, что в Союзе фотохудожников Москвы я за 12 лет не встретил ни тени от того надменного превосходства, общаясь с серьезными известными мастерами фотографии, например, с Г.Розовым.

Неудивительно, что ваши ученики такие же хилые, безынициативные, как и их наставники – что-то за 10 лет в Виннице я не видел ни ваших книг, ни открыток, ни конференций, ни мастер-классов. Так: несколько выставок в библиотеках - пустых, безлюдных. Был один фотофильм, и тот – на любителя. Я же для города сделал много: иллюстрированная книга о Виннице, вышедшая в польском издательстве «Унитекс», с десяток персональных выставок, мой фотофильм «Вечерняя Винница» просмотрело более 30 тысяч человек только на основном аккаунте Ютуба, не говоря уже о бесчисленных ретрансляторах! И сотни людей называют его визиткой города. Почему это же все не сделали вы, пустозвоны?! Или город другой или фотоаппарат у меня особый?! Вы же видите тоньше, зорче – вы всю жизнь в нем провели – где результат?!

А я отвечу – нет никакого результата! Потому, как здесь пытаются преподнести, называя черное белым, что нет хамства в словах одного из вас, - так вы и не знаете, творческие работники, художники прокуренных подвалов, что смысл подлинного творчества – и это – главная составляющая сути художника, - отдавать, отдаваться без остатка. У вас нет потребности отдавать! Ваши участия в коллективных выставках – смешно – высосанный из пальца стебелек на фоне обломка стекла плюс длиннющая история о том, какой автор вкладывал смысл в свой шедевр.

А мои работы направлены для людей и ради людей. И им они нравятся! И я – первый (и единственный) на сегодня в городе еще полтора года назад «подвязал» плагины социальных сетей к своему сайту – чтоб люди могли общаться за моей спиной – кто из вас позволит себе такой уровень доверия клиентов?! Вы, создатели рафинированных кухонных шедевров, непризнанные гении – я верю вам – возможно лет через сто вам повесят мемориальные доски. Но вам никогда не познать радость творчества, оцененного современниками!

И я горжусь своим званием, вопреки НСФХУ в то время, как мой Заслуженный оппонент даже не является членом Союза художников. Звание я получил лично по квоте министра культуры – и в наградном листе указан конкретный перечень заслуг.

Вы кричите – не бряцать медалями?! Медаль у меня всего одна – «Професійна Слава України». И мне вручили ее в 2011 году за открытую он-лайн фото школу и создание фотофильмов. В отличие от вас – я делюсь своими знаниями и опытом  – по моим мастер-классам читают лекции в Харькове и Петербурге. А где увидеть ваш многолетний накопленный опыт?! Или вы его, как в закрытом ордене, передаете из уст в уста?! Или фотоапарат у меня дороже вашего?!
Так вот, может вы не знаете: в январе 2011 я отснял вечернюю Москву маленьким двухсотдолларовым люмиксом – и доказал сообществу, что не в фотоаппарате счастье – ролик вышел настолько хорош, что его оценила пресс-служба Путина, о чем мне официально подтвердила его газета, «Комсомольская правда», приехав специально из Киева за интервью.  Если в этот момент кого-то покоробило и он удалися из друзей – спасибо за прекрасный повод.

То, что вы называете «неуемным пиаром» - смешно – вам не понять, когда человеку есть что сказать, и он это говорит. Очевидно вам — сказать нечево? Вы отсиживаетесь в своих норах, или разглядываете дал ли я или не дал 50 грн. на благотворительность, сидя в жюри, в то время, как сами на благотворительных вечерах, когда уважаемые люди дарят детям виолончели, вы, меценаты, дарите свои книжечки, осчастливливая ими сирот…

Какая бы я бездарь ни была – но все что я делаю, я делаю открыто и публично – появляется новая фотография – я ее публикую, и вам она нравится, вы пишете комменты, ставите лайки. Да, я удаляю откровенное хамство и буду удалять – но если вы внимательно посмотрите – ни один конструктивный отрицательный комментарий не тронут – наоборот, умная полемика мне самому интересна.

Господа, оглянитесь! В мире сталько мерзости, ненависти, насилия, разврата, — разве вы можете меня упрекнуть в этом? Или мои фотографии – они отображают весь этот негатив?! Нет.
Какими бы они ни были бездарными, лишенными малейшего творческого начала, но сотни людей видять в них чистоту, ясность и безхитростность.  Как сказал Ефрем Сирин: «Стань чист – и увидишь в себе небо!»

Или другой мудрец: «Небо, это не то, куда мы едем. Небо – это нечто такое, что мы несем с собой.»

Я уверяю вас, небо внутри нести гораздо легче, чем желчь – у них разные плотности.
Попробуйте —не пожалете!…

И – прощайте, герои нашего времени!»

2 комментария:

  1. Мир не переделаешь человек много веков шёл к личной своей цели и те пюди которые жертвовали собой обрывали продопжения рода отсюда столько столько плохих людей ...

    ОтветитьУдалить
  2. Прочитал (да, сам удивлен), сильно. Но, для посвященных.

    Размазал всех. Видать, поднакопилось.

    ОтветитьУдалить