Instagram

суббота, 14 февраля 2015 г.

Роскошь для Тихона

Читал вчера мнение Тихона о Левиафане. Был весьма удивлен. Если ему, как выпускнику в оные времена института кинематографии, не понравилась картина — почему он не привел ни одного профессионального аргумента? Тем более, кто-кто, а Тихон мастерски владеет светским словом, и, при желании, мог бы смело и законно разделаться с автором. Вместо этого, как сановник, он ухватился за неверную, по его мнению, трактовку притчи об Иове, упрекнув Звягинцева в потасовке библейского сюжета.

Зря он это сделал: тем самым Тихон поставил собственную искренность в книге "Несвятые святые" под глубокое сомнение у думающего общества. Потому что, во-первых, в литературе есть масса примеров, когда ветхо- новозаветные сюжеты вольно интерпретируются авторами.

Вспомним хотя бы "Мастер и Маргарита" Булгакова. Каноничен ли булгаковский Иешуа относительно традиционных текстов? - Отнюдь.

Окидывая задним числом героев тихоновской книжки, теперь невольно задумаешься: а не приврал ли автор малеха? Не приукрасил ли героев красным словцом? Может и имел бы право, если бы масса людей искренне не восхищалась подвигами описанных им героев. Ведь манипулировать чувствами в таком вопросе - дорога к забвению.

И, во-вторых, сама легенда об Иове не менее противоречива, хотя сюжет ее прекрасен. Она попала в почитаемый сборник довольно странным образом - об этом веками спорят иудаисты. Исследователи отмечают, что Книга Иова, с одной стороны, вообще "выпадает" из общего контекста окружающих ее книг, хотя бы даже потому, что Иов не принадлежал к семитам, а был, выражаясь современным языком, кем-то вроде арабского шейха. Как в те давние времена происходили подмены в священных текстах прекрасно описывает Карен Армстронг в "Истории Бога".

Но, уверен, если Тихон-кинематографист и согласился бы еще с такой "ересью", то Тихон, облаченный саном и подворьем, никак такой роскоши позволить себе не может. А жаль. У него была прекрасная возможность честно продемонстрировать свою духовность, закаленную годами...

(Впрочем, месяц назад, после просмотра Левиафана в закрытом показе, я писал, что этот фильм станет серьезным камнем преткновения и разделит общество надвое...)