Instagram

вторник, 14 июня 2016 г.

Неудобные вопросы об украино-еврейских отношениях

На мой взгляд, прекрасное, очень необходимое сегодня интервью Михаила Гольда на сайте Jewish.ru с профессором Львовского университета Ярославом Грицаком под названием "Холокост - это украинский вопрос". Рекомендую!

Тему, затронутую в интервью, я поднимаю постоянно, отдельными эссе она проходит и в моей книге. При этом, вместе с автором, я считаю, что на сегодня украинское общество не готово к диалогу по этому поводу...

Сегодня утром я перепостил это интервью на свою страницу в фейсбуке. В комментариях возник интересный диалог с известным психологом Владимиром Инжиром.

Чтобы точка зрения Владимира Николаевича не затерялась в многочисленных постах - а я считаю, что его взгляд на проблему очень важный и правильный - я скопировал этот диалог сюда, в свой блог. Приводится без сокращений:


Владимир Инжир

— Все, на что смотрит обычно человек, это на какую-то боль. Связана ли она с репрессиями, притеснениями, насилием и т.д. и т.п. не имеет, по большому счёту, значения. Это очень по-человечески. Теперь давайте ответим себе честно, что может прийти в нашу жизнь, если мы постоянно смотрим на вот это все? Люди смотрят в своём бессознательном не только на эту "боль", но и на тех, кто эту боль причинил. Точно также бессознательно перенимаются разными способами динамики и этих жертв и их насильников/убийц. То есть, происходит своего рода расщепление, когда внутри у людей одновременно проявляются эти обе динамики. В результате мы имеем внутренний конфликт, который рано или поздно может перетечь во внешний.

Я думаю, что взгляд в прошлое может быть полезен, только если он помогает видеть будущее. Прошлое (и боль из него) должна остаться в прошлом.

Решение нужно искать в общем. Нужно смотреть чем похожи люди разных культур, религий, национальностей. Смотреть на то, что объединяет, а не на различия, на то, кто умнее, а кто нет, кто талантливей, кто нет и так далее. Я уже не говорю о рассуждениях на тему "какая нация выше", какая страна, какой город и т.п.

Зорий Файн

— Спасибо, Владимир Николаевич, за комментарий! Вы абсолютно правы. Именно с этой точки зрения я и поднимаю эту тему. Как Вы сами учите, прежде примирения и пути дальше, должно быть покаяние/сожаление о происшедшем - единственная запорука движения в будущее. Только с этой целью я и поднимаю постоянно этот вопрос. Этот вопрос лично мне не дает покоя потому, что из-за отсутствия обсуждения этой проблемы, на ментальном уровне висит огромное напряжение! Например, я, как представитель расстрелянной нации, очень остро это чувствую изнутри, может на генетическом уровне? По крайней мере, моим ближайшим родственникам в могилах крайне неуютно из-за их неупокоенности. Поэтому, пока закрывать глаза и умалчивать нельзя. Просто нельзя!

Владимир Инжир

— Прежде всего то о чем нужно и важно говорить людям, это о самом человеке. Его природе. Пока мы как люди не понимаем самих себя, ожидать того, что мы будем понимать все остальное не приходится.

Мы получаем жизнь, которая приходит к нам сквозь поколения. Деды, прадеды, Пра-Пра..... Все они что то делали для того, чтобы передать дальше и сохранить жизнь. (Это главное!) При этом у каждого из них была своя судьба, своя боль, своя вина. Каждый прошёл сквозь это. Кому-то удалось ценой потерь сохранить жизнь семье или её части. Кому то не удалось. Это касается и всего народа/страны с которой человек себя идентифицирует. Ключевое слово здесь - ЖИЗНЬ. С прошлым, болью, виной, судьбой нет смысла бороться. Во-первых этого уже нет! Все, что мы воспринимаем как "есть", это фантомные боли. Во вторых нет смысла бороться с тем, чего уже нет. Прошлое закончилось. Оно прошло! Судьба тоже в каком то смысле находится вне нашей зоны досягаемости - она Больше! То есть, когда мы боремся с тем, что люди назвали "судьбой", мы боремся с Тем, что задумываем вещи такими как они есть.
Но при этом в поле досягаемости человека - его чувства, которых он зачастую не понимает и как следствие не принимает. Вот именно эта область как раз должна быть предметом образования. Иначе человек так и останется заложником разных обстоятельств и тех, кто манипулирует и отдельными людьми и разными социальными и политическими "обстоятельствами".

Зорий Файн

— В общем-то, нечего ни добавить ни возразить.

Владимир Инжир

— Добавлю. Нам нужно смотреть и выдерживать ту цену, которая была заплачена предками и принимать свою жизнь и возможности в ней даже за эту цену.

Зорий Файн

— Все-таки, мне кажется, на тонком плане, одна из причин стремительного развития общества в той же Германии была принятие, осознание, осуждение Холокоста, как личной вины каждого немца, а не только правителей. Украинцы устраивали зверства иногда по указке оккупантов, иногда по собственной инициативе. Пока не будет осознания вины, у нации есть огромный тормоз в движении в будущее.

Владимир Инжир

— Теперь мы можем посмотреть на человеческое в контексте сказанного. Разве может там идти речь о национальном или религиозном/языковом различии? Конечно нет. В этом случае мы смотрим не на культурные и прочие различия, а на то, чем мы похожи. На те ценности, которые важны для каждого: Жизнь, Душа, "Абсолют"...

Не вижу разницы между тем, кто наступил тебе на ногу, нахамил, причинил боль. Применение никогда не наступит, если мы будем постоянно теребить эти раны. Они будут болеть постоянно. Мы же их не исцеляем, а напротив, создаём поводы, для того, чтобы оправдывать в каких то случаях своё право на отмщение/агрессию, которую мы и перенимаем как раз у жертв, которых таким образом лишаем права на свою судьбу. Вот они и не успокаиваются. В истории многое переплетено и запутано. Многое нам не известно. И иногда правду тяжело впихнуть в свою голову. Это нужно учитывать. Если говорить о советских репрессиях к евреям в том числе, то нужно видеть кто стоял у руля той партии (если смотреть на фамилии , а не на псевдонимы), кто возглавлял органы НКВД...

Здесь любители конспирологии могут найти благодатную почву для каких угодно идей включая "жидомассонские". Периодически они всплывают, для того, чтобы подстегнуть массы людей для поддержки режима, перед лицом внешнего или мнимого врага. У северных соседей это имело место совсем недавно.

Поэтому я и говорю о чувствах. Их бывает тяжело выдержать. Но через это нужно проходить! Это единственный путь! И этого невозможно сделать по указке. Но безусловно хорошо, когда это делает государство. Люди лояльны к нему. И когда в государстве будет говорить об этом и делать практические шаги, тогда отдельным людям будет проще это делать тоже. Пока же мы имеем тотальное молчание, ну или почти полное...
Исцеляет правда!
Открытие архивов КГБ это такой шаг.
Покаяние Папой Римским за инквизицию это тоже про это.

В этом году хотел провести в Израиле семинар "Примирение на Святой земле". Вот как раз про все эти темы. Не вышло...((( к сожалению. Люди должны быть готовы смотреть на это. Можем провести подобный в Виннице.

Зорий Файн

— Вот я же именно об этом и говорю: проблему нужно проговорить открыто, широкой общественностью, иначе нож за пазухой остается на века. Я недавно приводил пример, если бы Холокост случился сегодня - я знаю добрую сотню людей, которые бы первыми погнали меня в гетто и делили бы затем мои рубахи.

Владимир Инжир

— Думаю, что такие люди будут всегда. К сожалению. Но если их будет меньше - уже результат.
Того, что можем говорить об этом мы с тобой или на семинарах я, мало. А для доступа к широкой общественности нужны площадки.

Зорий Файн

— Совершенно верно! Но ваша позиция очень правильная! Я ее скопирую к себе в блог, отдельным материалом, чтобы оно не затерялось. Здесь очень много важного сказано!

Комментариев нет:

Отправка комментария