Instagram

23.04.2017

В этот день расстреляли моего прапрадеда


Сегодня, 23 апреля 1942 года, ровно 75 лет назад, в Виннице, в Пятничанском лесу, в числе других невинных жертв, был расстрелян и похоронен в братских могилах мой прапрадед, отец моего прадеда Золмана, в честь которого меня назвали Зорием, 
Ицхак Мойше бен Генех Лехтер יצחק משה בן העניך.

День его памяти по еврейскому календарю 6 Ияр 5702 (об этом написано на иврите на табличке). Его жена, моя прапрабабушка, Песл-Либе бат Цви Лехтер פעסיליבע בת צבי, юрцайт 7 Тишрей 5699 (02.10.1939) умерла перед войной и похоронена на еврейском кладбище на Старом городе в Виннице (ныне в запустении).

Попасть к одному из мест расстрелов в Пятничанском лесу, чтобы прочитать амулэ за своего прапрадеда в этот день я не смог. Сегодня это частная (?) территория, и ворота с калиткой наглухо закрыты.
Я считаю, что в таком случае на воротах должен быть написан телефон сторожа, который бы впустил внутрь. Как быть, например, тем, кто прилетел почтить память погибших родственников на день-два из-за океана?!


Второе известное место с братскими могилами было доступно. Я не знаю точно, в каком именно из этих двух мест похоронен Ицхак Моше, поэтому я зажёг свечи и прочитал для него псалом и поминальную молитву здесь.


Но что мне известно доподлинно - то, что именно здесь лежат другие мои родственники: Сара, Шлойма, Рая שרה, שלמה, ראי Малиц, родители и тётя Давида Малица. Дедушкина родная сестра Ревекка, жена Давида, часто приводила к этим могилам маленького сына Соломона и постоянно плакала. Известно, что эта семья могла спастись, уехав в эвакуацию, но до последнего никто не верил, что всё закончится массовыми расстрелами. Когда-то Соломон, мой дядя, привёл сюда и меня. Пользуясь случаем, я прочитал амулэ и строки из Псалма и за них...

P.S. Радуга на фото - это не фотошоп, я положил фотоаппарат на землю, чтобы сделать снимок на память - больше было некуда. В этот момент вышло солнце.




P.P.S. Псалом (119) Ицхака Моше (читается сегодня и ещё два дня):

(73) Руки Твои сотворили меня и утвердили меня, вразуми меня, и изучу я заповеди Твои. (74) Боящиеся Тебя увидят меня и возрадуются, ибо на слово Твое полагался я. (75) Знаю я, Г-споди, что праведны решения Твои и наказал Ты меня по справедливости. (76) Пусть будет милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему. (77) Пусть придет ко мне милосердие Твое, а я жить буду, потому что Тора Твоя – отрада моя. (78) Пусть пристыжены будут злодеи, потому что ложно, несправедливо судили меня, – (а) я размышлять буду о повелениях Твоих. (79) Пусть возвратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие наставления Твои. (80) Да будет целостно сердце мое в законах Твоих, чтобы не устыдился я.

(137) Праведен Ты, Г-споди, и справедливы законы Твои. (138) Установления Твои, которые заповедал Ты, справедливы и верны совершенно. (139) Изнурило меня рвение мое, потому что забыли слова Твои притеснители мои. (140) Очень чисто слово Твое, и раб Твой любит его. (141) Мал я и презрен, (но) повелений Твоих не забыл. (142) Справедливость Твоя – справедливость вечная, и Тора Твоя – истина. (143) Беда и нужда настигли меня, (но) заповеди Твои – отрада моя. (144) Справедливость установлений Твоих'вечна – вразуми меня, и я буду жив!

(57) Удел мой, Г-споди, сказал я, – соблюдать слова Твои. (58) Умоляю Тебя всем сердцем – помилуй меня по слову Твоему. (59) Размышлял я о путях своих и обращал стопы свои к заповедям Твоим. (60) Спешил я и не медлил хранить заповеди Твои. (61) Банды нечестивых окружили меня – Тору Твою не забыл я. (62) В полночь встаю я благодарить Тебя за суды Твои праведные. (63) Товарищ я всякому, кто благоговеет пред Тобой и хранит повеления Твои. (64) Милости Твоей, Г-споди, полна земля, – научи меня законам Твоим.

(145) Воззвал я всем сердцем – ответь мне, Г-споди, хранить буду законы Твои. (146) Призвал я Тебя – помоги мне, и хранить буду заповеди Твои. (147) Рано, во тьме, встал я и возопил, на слово Твое уповал я. (148) Опередили глаза мои утреннюю стражу, чтобы размышлять (мне) о слове Твоем. (149) Голос мой услышь по милости Твоей, Г-споди, по суду Твоему оживи меня. (150) Приближаются стремящиеся к лукавству; от Торы Твоей удалились они. (151) Близок Ты, Г-споди, и все заповеди Твои – истина. (152) Издавна знал я из заповедей Твоих, что навеки Ты основал их.

(97) Как люблю я Тору Твою! Весь день она – (предмет) размышлений моих. (98) Мудрее врагов моих делает меня заповедь Твоя, ибо вовеки – моя она. (99) От всех учивших меня умудрялся я, ибо заповеди Твои – помысел мой. (100) От старцев вразумлялся я, потому что повеления Твои соблюдал я. (101) От всякого дурного пути удерживал я ноги мои, чтобы хранить слово Твое. (102) От законов Твоих не отступал я, потому что Ты обучал меня. (103) Как сладки для неба моего слова Твои, более, чем мед для уст моих. (104) Повелениями Твоими вразумлен я, оттого ненавижу всякий путь лжи.

(161) Вельможи преследуют меня напрасно, но слова Твоего испугалось сердце мое. (162) Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу. (163) Ложь ненавижу я и гнушаюсь (ею); Тору Твою люблю я. (164) Семь (раз) в день я восхваляю Тебя за законы справедливые Твои. (165) Велико благополучие любящих Тору Твою, и нет у них препятствий. (166) Уповал я на помощь Твою, Г-споди, и заповеди Твои исполнял. (137) Хранила душа моя заповеди Твои, и полюбил я их весьма. (168) Хранил я повеления Твои и заповеди Твои, ибо все пути мои пред Тобой.

(33) Укажи мне. Г-споди, путь законов Твоих, и я буду придерживаться его до конца. (34) Вразуми меня, и я буду придерживаться Торы Твоей и хранить ее всем сердцем. (35) Веди меня по пути заповедей Твоих, ибо его возжелал я. (36) Склони сердце мое к заповедям Твоим, а не к корысти. (37) Отврати глаза мои от созерцания суеты, путем Твоим оживи меня. (38) Утверди для раба Твоего слово Твое о благоговений пред Тобой. (39) Отврати позор мой, которого страшусь я, ибо решения Твои благи. (40) Вот, возжелал я повелений Твоих, правдой Твоей оживи меня!

#zoriyfine #vinnytsia #винница #вінниця #гонения_евреев #шоа #Холокост #бабий_яр #памяти_погибших_евреев ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬#holocaust #Jews #WWII #shoa #Genocide #YadVashem #денькатастрофы #ДеньПамяти #Катастрофа #InternationalHolocaustRemembranceDay


Комментариев нет:

Отправить комментарий