Instagram

13.11.2019

Нахмен Файн, третий погибший брат.

В продолжение темы погибших Файнов.

Несколько дней назад я писал о том, что благодаря новым архивным документам стала известна дата смерти в погроме в #Брацлав моего прадеда Хаима. А также открылось новое имя - его младшего брата Иделя - он также погиб в 1919 году. По поводу третьего брата, Нахмена Файна, мне было известно только то, что он погиб в концлагере "Мёртвая Петля" в с.Печора Немировского р-на Винницкой обл.

Но сегодня вскрылись некоторые подробности. Их сообщила Неля Кабацкая, внучка Нахмена (Нахмана, Нухыма) Файна. Оказывается, Нахман погиб не в самом лагере в Печоре, а по дороге в него.

Как и старшие братья, Нахмен хорошо шил. Когда брацлавчан гнали в Печору, на нём было добротное пальто, которое приглянулось одному румынскому солдату - тот хотел его снять, но Нахмен его оттолкнул. Дальше - прямая речь:

"Нелюдь! На глазах бабушки Ривы и тети Мани (у которой были маленькие дети: Абраша, 1937 г.р., Фима, 1939 г.р., Люся, 1941 г.р.) застрелил дедушку Нахмена. Он так и остался лежать на дороге. По еврейским обычаям, меня назвали в его честь: Нахмен - Нехома - Неля . Так как могилы дедушки не было - на могиле бабушки прикреплено фото, на котором бабушка, дедушка и брат..."

В заключение напомню, что это - событие 1941 года, начала войны: что за лагерь и зачем их туда ведут 16 км из Брацлава, ещё не понятно. И румынские солдаты - не немецкие - жестокие, но волю пулям не давали. Это был шок.

#zoriyfine, 13.11.19.

Фото из моей книги #БеСиятаДеШмайя: обширное семейство Файнов в несколько поколений с моим дедом Дувыдом (1911-1988) в центре - а ведь с 1919-го года он, восьмилетний, жил без погибшего отца, Хаима. Но посмотрите на эти лица: разве не вопреки всем врагам цветущее дерево невозможно уничтожить? Здесь на фото есть много любимых лиц, с которыми так просто уже не поговоришь - среди них, и мои папа с мамой (кто-нибудь узнает?) А враги давно сгинули - их даже бронзовые памятники не реанимируют. Потому что, молодым гордиться нечем - сомнительная репутация ложится несмываемым пятном. А потомков, которые любят жизнь и борются с ней и за неё, они не оставили.