Как я ни силился из окна своего дома на Невском разглядеть внизу, среди листвы, скромный памятник великому немецкому поэту - так и не смог. Увидел я его случайно, прогуливаясь перед костелом Св. Петра, пытаясь представить, как будет выглядеть снизу величественный ангел с крестом - тот самый ангел, с которым я каждое утро по-братски здоровался из своего окна на шестом этаже.
Прямо под бюстом Гете, на скамейке, когда краткая ночь около 5 утра отступила, мирно потягивали водку два колоритных петербуржца. Один из них протянул мне руку и о чем-то заговорил. Видя, что я поглощен неожиданным обнаружением великого поэта в таком укромном месте, он - ударив себя в грудь выдал грустную шараду на чистейшем английском языке с просьбой о помощи. Причем для особой вежливости используя глагол couldn`t вместо стандартного can`t.
С противоположной стороны моего дома, прямо у парадного подъезда, слегка отвернувшись в сторону и представ в полупрофиль зрителям, стоял другой великий литератор - Николай Васильевич Гоголь.
О том, к чьей национальной литературе должна отнести его история, выскажусь одним своим наблюдением. Лет пять назад заглянул я в Киеве в книжный магазин. В разделе "украинская литература" на полке стояла одна-единственная книга, на которой было написано: "Микола Гоголь. Вечора на хуторі поблизу Диканьки. Переклад з російської..."
Поэтому, много еще можно вспоминать, например, Тараса Шевченко, но если бы не академик Брюллов и художник Венецианов - столпы Петербургской академии художеств, - как знать, поступился ли бы помещик Энгельгардт, или поэта постигла бы участь Василия Тропинина, отозванного барином в Кукавку под Винницу проживать свои лучшие годы?
Великий город... Ты едва вписываешься в поворот с Крюкова канала на Мойку у Никольского собора - лодочник и не думает сбавить ход - он прошел в тридцати сантиметрах от стены и ты едва успеваешь пригнуться - из-за высокой воды - мост проходит прямо у тебя над головой. А над рубкой приклеено скромное объявление: "В Петербурге более 500 мостов, а голова у вас одна. Берегите ее!"
"Очередь в Эрмитаж часа на три с половиной," - прищурившись и окинув толпу наметанным взглядом, прикинул милиционер. Ну что ж - придется воспользоваться статусом - времени катастрофически не хватает. Через десять минут растворился в Рембрандте, Ван Дейке, Ренуаре...
Между "Данаей" и "Возвращением блудного сына" проходят несколько залов, апофеоз которых - невероятное по внутреннему напряжению и фотографической точности "Снятие с Креста", где освещение героев происходит лишь от слабого источника - факела в руке одного из присутствующих - факела, находящегося где-то в глубине картины, освещая ее изнутри.
Рембрандт идет дальше. В портрете художника Деккера, глаза находятся в глубокой тени - это новое слово в создании психологического портрета. Портрета созданного с фотографической точностью.
"Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх‑эстетических образцов конкретной иррациональности." (Сальвадор Дали)
Что можно поставить на другую чашу весов мировой культуры?! Разве что некоторые картины Казимира Малевича. Одна преклонного возраста дама, проходя по залам Русского музея, у меня на глазах, случайно подняла голову, и взгляд ее упал на "Черный квадрат". С возгласом: "Боже, как это все вульгарно!" - она поспешила удалиться. А я про себя отметил - "теперь уже не важно, что он хотел этим сказать - результат налицо - скоро будет сто лет, как о нем говорят. Что это? Смекалка или гений супрематизма?"
"Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше." (Пабло Пикассо)
Город Пушкина, город Петра...
От тебя без ума заграница.
Ты открыт всем на свете ветрам,
Стрелкой гордо подставил им грудь...
(А.Розенбаум)
Повернув за стрелкой Васильевского острова, теплоход уходит в открытую Балтику. Мимо проносятся Метеоры в Петергоф - они подлетят прямо к главной аллее Петродворца. Когда-то, до постройки Самсона, корабли могли подплывать даже к парадному подъезду, а Петр, стоя на балконе второго этажа старого дворца любовался прорубленным им окном в Европу. Город гордится своим царем-плотником.
И то ли отсюда, то ли от Меньшиковского дворца - наистарейшего в городе - к его парадному подъезду также когда-то подплывали лодки - и произошло выражение: "С корабля на бал."
По этому случаю вспомнил о встрече с Эммануилом Виторганом перед самой поездкой. Человек-эпоха, несмотря на свои 72, "держал" зал крепко и непринужденно. После встречи - сразу на поезд. Супруга Ирина сидела рядом с нами в первом ряду. Каждую его фразу на сцене она вполголоса проговаривала вместе с ним - не часто встретишь такое живое участие - она буквально "проживала" вместе с мужем эти минуты и часы его пребывания на сцене. Иногда он открыто обращался к ней за советом. Встреча прошла "на ура."
В самый разгар апплодисментов к Ирине подошла маленькая еврейская бабушка и вручила пакет: "Вы не успеете покушать, а тут - все горячее и все разложено по коробочкам, - это вам в дорогу."
По дороге к Большому дворцу Петергофа неожиданно слух уловил легкое колокольное звучание. Только колокольчики эти играли "Маленькую ночную серенаду" Моцарта. Оказалось - трио вибрафонистов - на нехарактерных по фактуре инструментах они играли сложнейшие классические произведения, наделяя ударные по происхождению инструменты звучанием певучей кантилены. Я купил у них диск, и музыканты нехотя, отмахиваясь, что "все равно это никому не надо" только после уговоров дали свои автографы на обложке.
Я был поражен репертуаром: все популярные "Аве Марии": включая Шуберта, Баха-Гуно, Каччини и Альбинони, Ре-мажорная Ария Баха, - и многое другое, - практически невозможно представить, что все это исполнено на ударных инструментах, - ощущение такое, буд-то звучат, колеблясь, сами облака от хрустальных вибраций металлических трубок.
Набережные переполнены. Ночь напролет у Невы некуда приткнуть камеру к парапету, чтоб отснять поднимающиеся мосты. Сотни маленьких лодочек с туристами пытаються юркнуть впереди сухогрузов, замерев на спокойной воде, чтобы дать возможность своим пассажирам насладиться зрелищем.
Байкеры, рокеры - на Стрелке. Чуть поотдаль, у Адмиралтейства - факиры развлекают молодежь огненными шоу. У входа в Русский музей зрелые люди под зонтиками, слегка повторяя лишь движением головы свингованные ритмы, вторят роялю и саксофону на импровизированной сцене.
В этом городе - каждому есть место. Самый большой северный город мира с населением более четырех миллионов человек одинаково радушен всем: от древних египетских сфинксов у входа в Академию художеств до героев нашего времени в разных сферах.
И даже знаменитая коллекция Кунсткамеры, купленная Петром у голландского анатома Рюйша, состоящая из препарированных и заспиртованных младенцев - уродцев, не воспринимается, как вызов небу, - но как живое свидетельство безграничности жизни и ответственности, которую каждый из нас несет самостоятельно.
P.S. На фото с картинами - работы Казимира Малевича: "Черный квадрат", "Черный круг" и "Черный крест".
P.S.S. Официальная страница пребывания в Петербурге здесь.
Город, в котором я никогда не была, стал мне знакомым, и желание там побывать только окрепло. Вашими глазами я его увидела и прошлась по его улицам. Вам всегда удается поделиться хорошими впечатлениями с другими, и не жаль на это своего времени!
ОтветитьУдалить...В удивительном вальсе кружились дома,
И старинные храмы несли купола,
И на лучших страницах раскрылись тома,
И звенели беззвучные колокола.
(В.Дольский)
нова стаття!!!
ОтветитьУдалитьяк ковточок свіжого повітря!
дякую!
рудь ірина
Зорий! Читая вашу статью, думала, не просто проза а поэтичная проза и уже не удивилась, увидев в ваших заметках раздел "мои стихи". Замечательный рассказ, в нём свой ритм, своя музыка! Элина.
ОтветитьУдалить...да, прекраснейший город, никогда не могла даже подумать, что роскошь, богатство, сумасшедшая и активная энергетика, разводные мосты, запутанные каналы, белые ночи и "совдеп" вместе могут оставлять незабываемые впечатления.
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо от "Международного экономического рейтинга "Лига Лучших" и "Всероссийского бизнес-рейтинга"!
Удивительный город. Он воспринимается как живой дух, не вместившийся в человеческом, а потому и воплощенный в каменном теле.
ОтветитьУдалитьСовершенно в ногу со временем он встречает тебя контрастами и противоречиями, как бы испытывая твою адекватность, и погружает в суету - а не снесет ли тебя потоком?! И если ты догадаешься отстраниться, начинается диалог - неслучайные случайности, встречи, откровения - жизнь вне времени, вдоль рек, каналов, у лиц, моментов, от которых перехватывает дыхание. О, как уместны здесь скромные объявления: "..., голова у вас одна. Берегите ее."
Но, несомненно, покоряет этот живой дух, вернее, его сила, впитанная от его творящих, неброская, но ощутимая, как символ вечности жизни, и бесконечное чувство собственного достоинства...
Лариса Б.