Instagram

05.11.2019

Памятник стоящим по обе стороны

Перед вами уникальная фотография, сделанная 30.10.19 в #Брацлав. Мы стоим перед недавно установленным памятником (низкий поклон главе общины - Фаина Баек).

Левый камень посвящён жертвам еврейских погромов времён Малого Холокоста 1919 года, когда был вырезан весь цвет еврейской жизни местечка.

Правый камень посвящён праведникам народов мира, которые в годы Большого Холокоста 1939-1945 спасали и прятали евреев.

А что, скажете, уникального в самом снимке?

То, что по обе стороны от памятника стоят живые и те и другие участники событий. Живые в своих потомках.

Я стою слева вместе с известным еврейским историком Анатолий Кержнером. При чём здесь я? Среди прочих, в Брацлаве петлюровский атаман Ляхович зарезал и моего прадеда Хаима Файна. Большая семья осталась без кормильца. Я много об этом писал, приводил документы, не хочу повторяться, ищите. Об одном только напомню: за то, что я описал эти события в открытом письме покойному отцу в октябре семнадцатого, я лишился должности доцента государственного университета. В современной демократической толерантной Украине.

У правого камня стоит мой друг Владимир Мельник - пра-правнук Праведников народов мира Ефрема и Лидии Сруль (реестровые казаки с еврейской фамилией), их истории спасения евреев посвящено эссе в моей книге #КофеБрейксЕгоВеличеством. Также смотрите в наградных документах мемориала Yad Vashem Jerusalem. Вова продолжает традиции своих прадедов: живёт в Брацлаве, следит за еврейским кладбищем, возит паломников, водит экскурсии. Благодаря и ему живой огонёк брацлавского хасидизма - явления уникального и распространившегося на весь мир, имеющего тысячи последователей - живо и сегодня, особенно в неивритоговорящей среде.

Белые домики за нашими спинами - как раз оhель р.Натана Штернгарца, ученика и систематизатора учения р.Нахмана. Благодаря его трудам бреслевский ребе стал мировой величиной.

В завершение, хочу поблагодарить мера Брацлава Vitalij Mazur - городок стал чище, краше, чувствуется, что в доме есть хозяин, и домашние его любят.

От себя добавлю анонс: впереди вас ждут панорамные снимки местечка с неба, пролёты дроном над старой мельницей Солитермана, вдоль самого прекрасного и любимого с детства Южного Буга - здесь, у его скалистых берегов мы ловили с папой рыбу.

Купили сейчас у одного жителя свежего мелкого карася. Тёща нажарила и говорит: вкусный, но карась как карась. А я в ответ: нет... этот особенный сладковатый привкус я не перепутаю ни с чем...


Комментариев нет:

Отправить комментарий