Instagram

30.01.2017

Интервью для журнала РЕЙТИНГ

"Журнал РЕЙТИНГ - главный имиджевый ресурс страны, бренд №1 по степени доверия к экспертной информации в Украине." На прошлой неделе (26.01.2017) в нём было напечатано развёрнутое интервью со мной. Публикуется без сокращений и с разрешения редакции.

Коротко о себе:
Яркий, с юмором, представитель вымирающего человечества: пока живой и индифферентный к идиотизму. Преподаватель кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Винницкого государственного педагогического университета им. М.Коцюбинского, заслуженный деятель искусств Украины, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных.

Кому Вы доверяете?
При знакомстве доверяю каждому. Дальше – человек сам себя раскроет.

Помните первую учительницу?
Ее звали Любовь Захаровна. Она забирала у меня машинки, даже если я игрался ими на перемене, и уносила своему сынишке. Когда я узнал правду – перестал жаловаться родителям.

Патриот это?
Тот, кто прикладывает усилия и свой труд не только ради себя любимого. Особенно, когда это становится в ущерб себе, или когда результаты трудно оценить в обозримом будущем.

Святые для Вас вещи?
Человеческие отношения.

Какой Ваш любимый мультик?
«Ну, погоди!»

Что помогает вам принять правильное решение в трудных ситуациях?
Помню о том, что люди не меняются. Учусь изменять своё отношение к ситуации.

Любимая цитата?
Элтон Трублад: «Человек открывает смысл человеческой жизни тогда, когда сажает тенистые деревья, зная, что ему никогда не придётся отдохнуть в их тени».

Вас ругали в детстве родители?
Через всю квартиру, из кухни, мама кричала: «фальшивая нота!», когда я без энтузиазма разучивал новое произведение на фортепиано .

Чем бы Вы занялись в последний день своей жизни?
Старался бы до конца оставаться честным. Давно живу по принципу, что каждый день может быть последним.

Чем гордитесь?
Своими детьми. Люблю цитировать Александра Дюма-старшего: «Мои дети – мои лучшие произведения». Недавно у меня родился четвёртый ребенок. Дочь.

Как назвали?
Анной. Что-то великое есть в этом простом имени. Вдохновлён образом Анны Франк. А кроме прочего, так звали мою прабабушку, а также бабушку моей жены Оксаны.

Какой язык для Вас родной?
Учёные доказали, что родным языком является тот, на котором родители разговаривают с новорождённым до пяти месяцев, даже если ребёнка перевезут в другую среду обитания. Следовательно, человек заведомо лишён выбора "родного" для себя языка. Со мной родители разговаривали по-русски.

Ваше отношение к законопроекту об украинизации общества?

Будучи квалифицированным специалистом, за один час своей лекции в государственном университете я получаю гонорар, в эквиваленте цены нескольких буханок хлеба. Соответственно, моя педагогическая деятельность является актом благотворительности по отношению меня к государству. Руководство моего университета настойчиво приглашало меня на работу, ценит меня и разрешает свободно подходить к вопросу выбора языка преподавания. Это - прогрессивный подход. Я прекрасно владею государственным языком, но он не является мне родным, как я уже сказал. Мне требуется приложить усилие, чтобы вдохновение подвергнуть переводу. Я считаю это бессмысленным, если 100% слушателей меня понимают. Плюс, я не уверен, что переведённая мысль останется такой же яркой, как оригинал, что я правильно подберу слова и не сокращу их до сухого остатка. Поэтому, с принятием нового закона мне проще будет отказаться от педагогической деятельности вообще, чем нести ответственность за его несоблюдение.

Другими языками владеете?
Да, учу английский, немецкий и идиш. Считаю, что изучение новых языков – единственная вещь, (кроме получения высшего образования), которая структурирует мозги.

Идиш? Редкий язык.
На нём пели колыбельные мои бабушки, это язык сладкого беззаботного детства. Горжусь, что могу теперь со словарём читать Шолом-Алейхема в оригинале. Поверьте, с текстами в переводе - мало общего.

Можете двумя словами охарактеризовать ситуацию в стране?
Тотальное воровство.

Почему?
Когда у нас на глазах берут чужое – мы молчим. Следствием нашего соучастия есть то, что дальше возьмут наше. Пример? Летом 2015-го, в канун городских праздников, приглашённые чешские художники с одобрения городских властей без спросу спроецировали на стену дома в самом центре Винницы мою фотографию. Затем её обрисовали, сделали картину. Журналисты предупреждали – хорошо бы спросить автора. Вместо этого, городской куратор публично заявил, что не видит в этом необходимости, что «цена такой фотографии – 300 грн. в базарный день». А резюме советника мэра по вопросам культурной политики сводилось к следующему (цитата): «На вид города с высоты птичьего полета у Зория Файна есть эксклюзивное право?» В открытом доступе есть ее интервью целиком, там много всего красочного. А еще она поинтересовалась, есть ли вообще патент на эту фотографию? Увы, патент есть. Помню, тогда я написал в фейсбуке: «украли у одного, чтобы подарить всем». (Для справки, во всех офисах муниципалитета, на стенах, мои снимки, которые я, по просьбе Владимира Борисовича Гройсмана, тогдашнего мэра, разрешил использовать безвозмездно). И в данной ситуации достаточно было тоже только спросить. Я никогда городу не отказывал. А раз уж случилось – извиниться.

Подали в суд?
Не мой метод судиться с ветряными мельницами. Вначале я пытался разъяснить общественности, что подобная ситуация равносильна тому, что если у человека через порог дома украдут ботинки. Тогда все понимают, что такое уголовно наказуемо. А взять без спросу, ещё и разместить без указания авторства, изображение на виду у всего города? Народ же злобствовал в сетях…

«Смотрите, - ответил я, - придут и за вашими ботинками». Так и получилось – достаточно посмотреть на платёжки за ЖКХ. Может это прозвучит дерзко, но если мы молчим в ситуации, когда на наших глазах у кого-то что-то воруют, пусть даже и для «всеобщего блага», - мы становимся молчаливыми пособниками. Это прописные истины. Причинно-следственные связи никто не отменял.

Что было дальше?
Теперь во всех местах: библиотеках, университетах, - везде, куда меня приглашают на презентацию своей книги, я рассказываю слушателям и студентам тонкости нашего законодательства в вопросах авторского права. На личном примере. Называя вещи своими именами. Кроме прочего, я отозвал все свои фотографии из полиграфических проектов. И сказал, что ни одного нового снимка ни одна городская организация больше не получит: ни за деньги ни без денег. Так и вышло: в Виннице сегодня нет даже приличного набора открыток, нечего показать гостям. Последняя книга о Виннице была тоже моей и вышла в 2005 г. в польском издательстве «Унитекс». От тиража сегодня ничего не осталось.

Купил билет и вышел из трамвая?
У каждого художника свои методы воспитания гражданского общества. Соглашусь – не всегда популярные. Вот недавно крупная муниципальная компания хотела купить один из моих снимков ночной Винницы. Я отказал. Её руководитель говорит: «А если мы возьмем сами?» - «Засужу».

До сих пор никто не извинился?
Спустя десять месяцев пришло извинительное письмо за подписью директора Чешского центра при посольстве. И всё. Город молчит.

Может это метод такой?
Безусловно. На любом уровне. Никакой чиновник никогда не признает своей неправоты. Кастовость не позволяет. А вот, равнодушия, порой, не занимать.

О чём вы?
В сентябре 2016 г. была печальная 75-я годовщина массовых расстрелов винницких евреев в Пятничанском лесу. Всего, в 1941-42 гг. было расстреляно около пятнадцати тысяч человек. Вдумайтесь в эту цифру! Это ведь небольшой провинциальный город. Куда делись соседи? Дело в том, что здесь планировалась ставка Вервольф, и оккупанты поставили задачу сделать город юденфрай, свободным (чистым) от евреев.

Был траурный митинг. Но ни один чиновник, ни от города, ни от области, не пришёл и не принёс на могилы даже двух цветочков. Сиротливо кучковались на ветру 80-летние пенсионеры, инвалиды, дети спели печальные песни. И разошлись.

Как вы отреагировали?
Написал в блоге, что согласно архивам, винницкая городская управа отчиталась перед оккупационными властями в 1941-м: «Документи жидів, які намагалися одержати паспорти з українською національністю, перевірялись». А в отчёте от 15 мая 1942 года значилось, что на её «попечении» «уже не має жидів». Т.е. евреи приходили в управу и ради спасения жизни просили изменить в их паспортах национальность. Но безуспешно. Кстати, даже поэтому, так ли уж был неправ Президент Израиля Ривкин, выступая осенью в украинском парламенте?

Какая взаимосвязь между властью той и сегодняшней?
Никакой. Только, если бы чиновники, сидящие в тех же креслах, в тех же кабинетах, пришли бы на траурный митинг и сказали бы несколько слов сожаления о том, что здесь лежат наши горожане, ни в чём не виновные, убитые ни за что ни про что, - от них кусочка тоже бы не отпало. Покаяние еще ничьё достоинство не уронило.

Впрочем, после разгоревшегося скандала, городской совет пообещал перед годовщиной вторых расстрелов – это будет в апреле 2017-го – собрать круглый стол и обговорить с общественностью план скорбных мероприятий.

Сами не хотели стать чиновником?
Никогда.

Но вы ведь работали в начале нулевых фотографом нынешнего Президента.
Да, это время вспоминаю с теплом. Но я творческий человек, устроен не так, как чиновники, поэтому добровольно предпочёл создать свою студию и быть независимым.

Скажите честно - не звали?
Звали. В 2005-м, еще до инаугурации мне озвучили, что президент Ющенко хочет взять меня в пресс-службу своим личным фотографом. Мои фотографии много лет украшают стены его дома. Катерина Михайловна Ющенко как-то сказала: «Він вкладає в кожну світлину частинку власного серця». Впрочем, лет через семь, на одном приватном мероприятии, она призналась, что жалела, что в своё время не настояла.

Почему этого не произошло?
Один из доверенных людей президента тогда заявил, что не допустит, чтоб в окружении Ющенко были люди Порошенко. Сегодня этот человек занимает очень высокий пост.

А Вы - человек Порошенко?
Я – человек нейтральный. В том плане, что я дорожу своей репутацией. Я никогда никому не отдам снимки, кроме заказчика. И не храню оригиналы. Я уважаю тех, кого снимаю – принципиально не нажимаю на кнопку, если снимок может навредить. Может поэтому, аватарки моей работы, люди годами ни в соцсетях ни на обложках журналов не меняют? И не бояться меня приглашать. Даже высокопоставленные лица.

Как Вы относитесь к официальным фотографиям первых лиц?
То, что я вижу в прессе, по моему скромному мнению, говорит о том, что люди, которые творят историю государства, не понимают важность фотографии как таковой. В качестве своего эталона, приведу в пример Pete Souza , фотографа Обамы. Если вы заглянете на его страничку в Инстаграмм, вы увидите бывшего президента США, как яркого, «живого» человека. Каждый снимок – это история, которая без слов может рассказать о многом. У нас в стране задача личного фотографа - снять протокол: рукопожатие, подписание, поворот на камеру. Затем он уходит. Безусловно, часто это необходимо, но не всегда. Ведь начинается живое общение, которое всегда интересно и «для фотоаппарата» и для истории. И ещё, я убеждён, что личный фотограф обязан быть мыслящим и буквально «вплетённым» в канву рабочего времени своего патрона. И патрона нужно обязательно уважать!

Разве этого требует инструкция?
Нет. Но я для себя отметил, что в течение последних двенадцати лет на мероприятиях с участием Президента страны – а за это время сменилось три президента – я наблюдал одного и того же человека с фотоаппаратом, у него был везде открыт доступ, и ни у кого не вызывало сомнения, что это фотограф Президента. Просматривая результаты в прессе, вижу однотипность снимков все двенадцать лет. Не подумайте, что я критикую: сами снимки – высокопрофессиональные, и с технической точки зрения – безукоризненные. Но ведь личности президентов – разные, согласитесь? У каждого из них свои особенности, характеры, в конце концов? Я бы хотел это видеть и в фотографиях.

Вы написали книгу, о чём она?
Каждый пишет о себе. Иногда вкладывая свои мысли в уста других персонажей. Я написал прямо: от своего лица. Это – «заметки на полях» моего пути. Рад, что многим они созвучны, вне возраста – ни одного негативного отзыва за два года я не получил. Книга называется «Кофе-брейк с Его Величеством».

Это Вы о себе так высоко?
О каждом! Однажды ведущий на одном из телеканалов тоже меня так спросил (смеётся). Но в название легла настоящая история встречи украинских бизнесменов с одним из восточных шейхов в арабской стране. Не обошлось и без тонкого еврейского юмора. Вкратце, кредо всей книги: взять тайм-брейк от постоянной беготни, заглянуть в себя любимого и попытаться разобраться – в правильном ли направлении мы вообще движемся?!

Пожелание читателям журнала РЕЙТИНГ
Однажды проснуться в новой светлой беззаботной стране - без нашего собственного участия - не выйдет. Давайте работать. Честно. И каждый на своём месте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий