Instagram

20.02.2022

УТРО. РЕКВИЕМ 🎧 Для струнного оркестра

#УТРО. #РЕКВИЕМ. (The #Morning. #Requiem). Музыкальная картина для струнного оркестра. Автор: Зорий Файн.

Первая редакция этого музыкального произведения была написана автором в 15-летнем возрасте, в 1988 году, в виде небольшого хорала для органа Хаммонда. Позже, во время учёбы на композиторском отделении Российской Академии музыки имени Гнесиных, хорал был переделан: кроме разработки был добавлен и элемент репризы на полтона выше экспозиции, усложнён гармонический ряд. В таком виде, было сделано переложение для струнного оркестра, а позже вошёл в масштабное дипломное произведение – Три симфонические картины для большого симфонического оркестра “Via a Terrae” (дословно с лат. «дорога от земли», подразумевая: противопоставление жизненного пути и всего того, что ему мешает, притягивая идущего к земле).

Причём, после двух сложных, противоречивых картин «Сон», часть первая, и «Мозаики», часть вторая, где присутствует и тяжёлая медь, и несколько групп ударных, и деревянные духовые, - заключительная картина «Утро» так и осталась «воздушной» и только для струнного состава, лёгкая и поднимающаяся диапазоном всё выше и выше. Этим автор хотел передать постепенное успокоение внутреннего человека от всех метаний в предыдущих частях. Выше приведены три ссылки на эти части в исполнении Московского муниципального симфонического оркестра под управлением Павла Ландо в большом зале Академии на государственном экзамене по композиции 20 июня 1995 года (глава экзаменационной комиссии – Карэн Суренович Хачатурян).

Однако, на этом обращение автора к своему юношескому хоралу не закончилось. В 1997 г. на его основе была написана песня «Яблоневый Сад», которая исполнялась всего несколько раз. Сегодня инструментальная часть этой песни #AppleGarden вошла в авторский альбом медитативной музыки для родес-пиано #RisingSun (трек 11), релиз которого запланирован на 16 марта 2022 года на всех стриминговых площадках.

От автора: «Сегодня я услышал в произведении новые вибрации и открыл для себя его новую программность — под этим углом зрения исполнил его заново. Пришло второе название, как пожелание, если это будет возможно, когда придёт своё время, проводить меня в последний путь именно под эту музыку. Сегодня я услышал в нём не просто хорал, где диссонансы и терпкие интервалы путём сложного переплетения приходят к чистой и ясной гармонии, но и сарабанду - величественное траурное шествие. Прошу не понять превратно: никакого желания подражать аналогичным историям великих у меня не было. Просто, есть в этом какое-то особое удовольствие, когда автор сам знает музыку своего перехода в вечность – он как бы заранее прочитал по себе кадиш (поминальную молитву). Два интересных момента: буквально, до самой премьеры я отстаивал тот факт, чтоб последний аккорд произведения так и остался конфликтным и «неразрешённым» мажоро-минором; и моему профессору, дорогому Геннадию Владимировичу Чернову, пришлось приложить немало усилий, чтоб убедить меня «разрешить» его в чистое мажорное трезвучие. Мой юношеский аргумент о том, что в жизни не бывает полного растворения в гармонии без диссонансов, его не убедил. Согласен. Второе событие произошло прямо во время премьеры. После яркого финала эффектной второй Симфонической картины, Павел Борисович Ландо повернулся к публике и поклонился, отложив дирижёрскую палочку. Он так увлёкся исполнением первых частей, что совершенно забыл про третью часть "Утро". Но концертмейстер вежливо ему о том напомнил. Дирижёра можно было понять. Вдвоём с Черновым во время репетиций они упрашивали меня поменять вторую и третью часть местами – получилась бы вполне классическая схема: бурные тутти полного оркестра по краям, а в середине, в противовес – спокойный струнный хорал. Но молодой автор ни за что не хотел менять концепцию.» Собственно говоря, это произведение так и остаётся пока одним из последних у автора: после пожара в 1997 г., когда сгорели все партитуры, из серьёзного он больше не написал ни строчки… Все права на произведение принадлежат автору и охраняются Государственной службой интеллектуальной собственности Украины. Для исполнения партитура предоставляется бесплатно.
#ZoriyFine, 19.02.2022. Варшава.

Комментариев нет:

Отправить комментарий