Композитор Геннадий Владимирович Чернов, мой гнесинский профессор. Единственный человек, который со мной поссорился в 2014 году, когда я возмутился цитате какого-то националиста из далёких 30-х гг на его стене в Фейсбуке о том, что Украина как государство не должна была существовать. «Геннадий Владимирович! У вас же есть ученики из Украины, Вы этим оскорбляете их!»
Прошло 10 лет, мы так и не помирились.
Однако, эта публикация не о нём, а обо мне, балбесе, его студенте. Одном из любимых, к слову, его студентов.
У меня есть много музыки Чернова в записях, в основном – симфонической. Вы,
пожалуй, о нём знаете мало, но Чернов - выдающийся композитор, тонкий мелодист,
блестяще владеющий красками симфонического оркестра, безукоризненно и свежо
доносит свои мысли в крупной форме. Я знаю о шести симфониях, возможно, сегодня
их больше.
Мы живём в идиотскую эпоху, но уверен, в будущем его музыка будет оценена по
достоинству. Поверьте мне на слово, его музыка ничуть не уступает Стравинскому,
Танееву и Римскому-Корсакову.
И вот вопрос: почему, будучи пять лет в классе такого великого мастера и
учителя, я не внимал каждому его слову; не канючил с расспросами, как и почему
он именно так написал, а не иначе; не исчёркивал его партитуры карандашом; не
впитывал открытые им созвучия и оркестровые смешивания на каждом нашем занятии
в его уютной квартире на Марии Ульяновой?
Потому что, мне было только 18 лет. И, конечно же, я лучше знал, какой должна
быть музыка. И наше поколение, вообще, смотрело на профессоров немножко свысока.
Никогда прежде я так не жалел об упущенном времени, как сегодня. Может в свои
52 года я стал понимать его музыку? Или музыку других наших уважаемых
профессоров, например, завкафедрой Кирилла Евгеньевича Волкова?
Наши профессора были разные. Николай Иванович Пейко был жёстким и
требовательным по отношению к моему другу и сокурснику Роме Сайгину, ныне
покойному.
А Геннадий Владимирович со мной был самой добротой. Когда я приносил ему
какой-то новый инструментальный кусок, где как ему казалось, меня занесло не
туда, он очень мягко, больше вопросами и подсказками, возвращал мою музыку
обратно в русло реки.
Не могу сказать, что я его не слушал. Но, увы, я был слишком занят собой и
своим творчеством. А его музыка просто оставалась, как данное.
Мы были большими друзьями. Во-первых, он один из немногих, кто верил в меня.
Когда мы с мамой приехали в Киевскую консерваторию к профессору Рябову, тот прослушал
меня, а потом жёстко отрезал: ему тут не место – езжайте в Москву.
Однако, легко сказать - всё равно, что езжайте в никуда.
(Хах! Год назад в украинском чате Любляны мне отказали в
съёмках, возмущаясь друг другу: вы видели, где он получил образование?!)
С Черновым мы познакомились случайно, ему ужасно понравилась моя музыка, и он
согласился взять меня в свой класс, если я смогу пройти все вступительные
испытания.
Историю своего поступления повторять не буду, она подробно описана в книге #КофеБрейксЕгоВеличеством.
Напомню только – это был сущий ад, а мама ещё и подзуживала каждое утро: хоть
бы тебе поставили два бала и мы поехали домой!
Моя музыка, как и многая другая в ХХ веке, была резкая, бескомпромиссная и
атональная. Кстати, фортепианная соната, которая звучала на первом вступительном
экзамене, чудом сохранилась у Ромки в записи с концерта в ЦДК и есть в сети.
Пока я её исполнял перед комиссией, на стульях были разложены мои
художественные работы.
А когда, спустя пять лет я получал диплом, мы устроили хорошенькую попойку дома
у моего любимого профессора, вместе с Ромкой, который тоже у него заканчивал (Пейко
к тому времени тяжело болел) и дирижёром, который исполнял на выпускном наши
симфонические произведения.
Вот и всё. Потом был у меня пожар, сгорели все партитуры и картины. И больше я
музыку не пишу.
Зато я могу её слушать, переживать, разговаривать на её сложном языке. С годами
потребность писать музыку ушла, но по другой причине. А причина простая,
когда-то я озвучил её в одном интервью. На вопрос журналистки, почему я не
участвую ни в каких конкурсах, не пытаюсь навязать или пропагандировать своё
искусство, внести что-то новое, оставить след и бла-бла-бла, я ответил просто:
дело в том, что в мире столько всего прекрасного создано, когда я смотрю,
слушаю, переживаю, - ощущение, словно сам я это и написал! И нет никакого
смысла создавать что-то лучшее. И уж, тем более, мне претит являть себя.
Поэтому, композитором, хоть и инвалидом, я остался навсегда. Недавно с одним
уважаемым музыковедом у нас возник спор: я был в чём-то не согласен, в
музыкальном плане, с сыновьями Баха. Он был в шоке от такой дерзости.
"Понимаете, - объяснил ему, - вы - теоретик, и всё созданное великими для
вас свято и незыблемо - каждая нота. Для меня же, они всего лишь старшие
коллеги по цеху, да, безусловно, великие, и я себя, ущербного, даже близко с
ними не сравниваю, однако, совершенно свободно, на равных, могу вести диалог с
их творчеством.
Поэтому, без зазрения совести выкинул, например, лишний такт, который
присочинил Гуно к прелюдии Баха, когда написал на неё сверху свою знаменитую
мелодию Аве Мария. Теоретикам резануло слух, а мне аутентичность старика Баха
показалась идеально сбалансированной.
Музыкант-инвалид - таким понятием человечество не пользуется, а зря. Оно бы
многое объясняло.
Почему не пользуется? Потому что, даже бездарные и необразованные музыканты
считают, что их творчество найдёт своего почитателя. Были мы как-то в
филармонии на концерте, пианист играл три ноты по мажорному трезвучию, хрень
полная – у меня было чувство украденного времени, а народ – нормалёк, слушал –
это ведь был известный блогер, сходить на его концерт – жирная галочка в
определённом промежутке своей биографии.
А вот мне не стыдно признаться, что я – пианист-инвалид. Я
учился на профессионального пианиста до третьего курса музучилища, до поступления
в Гнесинку, у замечательной Светланы Леонидовны Сторожук. (Кстати, именно ее
покойный муж впервые познакомил меня с атональной музыкой, приносил мне
пластинки Берга и Веберна). Потом еще пару лет в Гнесинке, уже в рамках курса
общего (не специального) фортепиано у выдающейся Светланы Александровны Новиковой,
ученицы Нейгауза. Грубо говоря, с 1978-1979 по 1992-1993 гг.
С тех пор прошло больше тридцати лет. Как вы знаете, большую
часть этого времени и всё своё творчество я посвятил другому. И как вы думаете,
за такой срок не пропадёт ли навык владения инструментом?
А желание записать чужую прекрасную музыку осталось –
особенно остро проявилось в последние годы. Заметьте: не создать свою, а
наиграть чужую, но по-своему. Сердце, когда оно есть, оно того требует. Для
пианиста, продолжение его сердца – руки, оттуда они и растут. Хотя, для много
другого в быту, они растут из другого известного всем места.
И вот пианист, который тридцать лет не упражнялся. Мелодизм,
голосоведение, свобода, ум остаются неизменными – и это не пропьёшь. Но
техника-то уходит, пальчики-то дубеют! И раньше не особо рассыпал бриллиантами
на клавиатуре, но фортепианный концерт Грига и прелюдии Рахманинова были моим
коньком.
И вот пианист: у него горит сердце, есть что сказать, а
набор инструментария ограничен. Приходится больше петь. А вы попробуйте пропеть
мелодию на рояле – на ударном инструменте, где звук извлекается ударом молотка
о струны! И при этом, не иметь возможности расцветить её стильными пассажами.
Поэтому, ничего зазорного в категории музыкант-инвалид не
вижу.
Возвращаясь к моему профессору Чернову, хочу пожелать ему
долгих лет жизни и творчества, надеюсь, ему передадут мою публикацию. Ему
сейчас 87 лет, - так что до 120-и ещё срок большой.
А я буду и дальше слушать его прекрасную музыку. У меня
жизнь отняла не только Учителя, но и саму Альма Матер – какого-то фига именно новый
ректор Гнесинки первым подписал обращение о поддержке агрессии против моей
страны. Многие выпускники Гнесинки, разбросанные по миру, писали петиции против.
Помогло ли?
Задолго до войны, ещё в 2017 году, у меня и собственную
страну отняли, когда мне пришлось за одно стихотворение оставить должность
доцента и кафедру в университете.
А ещё за несколько лет до этого у меня безвозвратно отняли
старших детей.
Ну что ж, птица с обрезанными крыльями, пусть уже не и может
летать, но всё равно остаётся птицей: она помнит небо, помнит размах своих
крыльев, помнит себя в небе и свои ощущения полёта.
Жить в условиях ограничений – большое искусство.
23.11.24
Комментариев нет:
Отправить комментарий