Возможно этот фильм и не взволнует вас настолько, как меня - однозначно, добавлю его в личную золотую коллекцию и буду периодически пересматривать.

Оказывается, есть причина: высокомерное руководство кёльнского оперного театра, которое за бешенные по тем временам деньги предоставило время для проведения концерта аж на 23.00 после оперы Лулу Берга. И, когда маэстро прибыл на саунд-чек, оказалось, что большого концерного рояля Бёзендорфера, о котором была договорённость, не будет - вместо него на сцене ждал репетиционный миньон, ещё и поломанный. Пятница вечер - руководство оперы не на связи. Концерт под угрозой срыва. Подробности увидите сами в фильме. Джаррет чудом согласился выступить в последний момент. Зал был набит битком.
Мне интересно другое, самое важное, - то, что имеет безраздельную власть надо мной в музыке Джаррета. Пока он не выходил на сцену, никто не знал, даже он сам, что прозвучит и как. Это была не просто импровизация - это сочинение музыки на ходу. Редчайший дар, за который автора осуждают как классические композиторы, так и джазовые.
В фильме герой Джаррета приезжает в Кёлн на маленькой машинке из Лозанны - он вынужден сдать присланный Верой билет на самолёт, потому что, у него мало денег на тур.
Как такое могло случиться?! Ребёнок-вундеркинд. Уже в пятнадцать выступает клавишником у лучших джазистов мира, его упрашивали, и он не всегда соглашался.
Герои фильма раскрывают секрет: крупные лейблы отказываются заключать с ним контракты - им нужны джазовые стандарты, понятная и хорошо продаваемая музыка. Они не могут рисковать, если сам автор не знает, что прозвучит на следующем концерте.
Один из героев фильма, журналист, объясняя зрителю, в чём суть и колоссальный труд импровизации, наглядно повторил эксперимент, который я увидел однажды на мастер-классе в консерватории у моего старшего друга и однофамильца, известного джазового пианиста, выпускника нашей общей альма-матер, Григория Файна. На сцену по очереди выходили пианисты-педагоги и играли каждый своё. Он же подходил, закрывал ноты и просил что-нибудь сыграть без нот. Они не могли. Возникал ступор.
Классический музыкант очень редко может сыграть что-то, что не было написано в нотах и не выучено им, пусть даже наизусть.
Увы, искусство классической (не джазовой) импровизации почти утеряно. Хотя ещё несколько веков назад, состязания музыкантов включали обязательную импровизацию, а многие композиторы, начиная с эпохи до Баха даже в нотах прописывали каденции или вариации, которые исполнитель должен был сочинять на ходу прямо во время выступления.
Музыка, которая создаётся вживую в реальном времени - это и моя личная тема. В книге "Кофе-брейк с Его Величеством" подробно описаны два случая, когда мне пришлось выступать с подобными импровизациями перед полным залом профессиональных музыкантов. Мне тоже было восемнадцать, и я был дерзкий, как героиня фильма, но, чтобы не смущать публику, я приписал авторство известному композитору. По крайней мере, оградил себя от высокомерных оценок. Оба раза был аншлаг и море оваций. (Возможно, процитирую в комментариях этот фрагмент из книги, но, думаю, мои читатели и без того его хорошо помнят.)
Сегодняшнее кино меня ужасно вдохновило и укрепило в главном: такие пути существуют, и ними ходят великие.
И великие тоже часто остаются в одиночестве, окружённые непониманием, - в фильме эта мысль подчёркнута особо.
Иронично. Полчаса назад у меня на Ютубе состоялась премьера нового музыкального произведения. Но, как обычно, у неё не наберётся больше сотни-двух прослушиваний. Потому что её автор не хочет и никогда не хотел создавать массовый продукт - попсу. (Хотя, уговаривают, поверьте, часто.) Оттого и одиночество во всех сообществах: каждое из них видит в нём чужака.
Этот фильм, словно, создан для таких - эй, говорят герои, боги тоже бывают белыми воронами: делай, что любишь и умеешь - и однажды, может так случиться, что даже расстроенная звенящая консервная банка вместо рояля - станет свидетелем и носителем чудесной музыки.
#zoriyfine, 01.08.2025.

Комментариев нет:
Отправить комментарий