Instagram

31.07.2017

История Винницы в одной семье


Уникальный фотодокумент: первоначальный памятник жертвам расстрелов винницких евреев в Пятничанском лесу (территория нынешнего Зелёного хозяйства), и мои родственники читают над братской могилой Амулэ ("Аль Мале Рахамим", поминальную молитву). Вторая слева - моя прабабушка Соня Лехтер. Здесь лежит её свёкр, семидесятичетырёхлетний старик Ицхак-Моше Лехтер. По левую руку от неё, с Сидуром в руках, Шмил Малиц. Рядом с ним, в белой шляпе - его племянник, Давид Малец, военный лётчик, в лётной книге которого задокументировано 385 боевых вылетов во время Второй мировой войны, шурин моего деда. Рядом с ним - его старший брат Анатолий Малиц и Тома, невестка Шмила. (Написание гласной в фамилии чиновники поменяли). Здесь похоронены также родители Давида - Шлойма и Сурка Малиц, и сестра Шлоймы - Рая. Переживший войну Шмиль читает Амулэ по родному брату и сестре и по моему прапрадеду.

Как вы знаете, я заканчиваю работу (на которую ушёл год) над книгой памяти рода. В ней почти 600 имён живых и ушедших. В общей сложности - десять поколений. Четыре раза в год, в синагоге, во время заупокойной молитвы Изкор, я разворачиваю все свои свитки и долго-долго читаю эти имена. После этого полагается внести за них цдаку. Здесь не только прямые ветви, но и все те родственники, которые имели отношение к этому дереву. 

Следующую неделю я снова проведу в Берлине, где буду работать с документами по Холокосту в Центре документалистики и Доме Ванзейской конференции. Иногда мне кажется, что свою книгу я не закончу никогда.

Спасибо всем моим родственникам, разбросанным по миру, за то, что каждый из вас нужной информацией внёс свою лепту в её создание! Я планирую напечатанные книги дать на вечное хранение в синагогу Винницы, в Государственный архив области, в музей Холокоста, научную библиотеку им. Тимирязева, столичную библиотеку им. Вернадского, музей Яд Вашем в Иерусалиме и др. места. Для этого мне нужны средства. До сегодняшнего дня: работа в архивах, поездки по области, в т.ч. в Хмельницкий архив, работа над текстами и массивами данных, - я финансово справлялся самостоятельно. Но на полиграфию мне нужна помощь родственников. О своём желании и возможностях напишите мне в личных сообщениях.

Цель этой книги не только в том, чтобы те, кто придут за нами, наши дети и внуки, знали историю своего рода, но и в том, чтобы все эти имена остались в памяти славных городов, Винницы, Брацлава, Немирова, Вороновицы, Бершади, Тульчина, Козятина, Киева, — как пример жизни добропорядочных горожан, которые строили синагоги, помогали друг другу, вели праведный образ жизни, жили в мире и согласии с соседями - независимо от национальности и языка.

Также надеюсь, что мой труд вдохновит многих собрать и увековечить память о своих предках. Мы ведь с вами знаем: у тех, у кого нет прошлого - нет и будущего.

#zoriyfine

Комментариев нет:

Отправить комментарий