Instagram

16.05.2018

Лехтер из местечка Красное

Эта же статья в : Facebook, Linkedin, Telegraph.

Сегодня (16.05.2018) я впервые попал в местечко Красное Ямпольского уезда (ныне Тывровского р-на) Винницкой области. Здесь родился мой прадед, в честь которого мои родители (а вернее, по настоянию моего дедушки Мики, его сына) меня назвали Зорием — Золмен бен Ицхак Лехтер (20.02.1896 – 17.12.1964). Его отец, Ицхак-Мойше бен Генех Лехтер, (1868-23.04.1942), был  расстрелян в Пятничанском лесу в Виннице в годы оккупации.

О родителях Ицхака-Мойше (моего прапрадеда), Гейнехе бен Лейбе Лехтер (род. 1835) и его жене Лее-Ите (род. 1846), а также других их детях: Голде, Абраме, Нахуме и Авруб-Лейбе, сохранилась памятная запись в Государственном архиве Винницкой области:


"Гейних Лейбов указом Подольской казенной палаты 25.08.1882 № 7293 перечислен в мещане местечка Красного Ямпольск. уезда,  вх. № 1355 / 905 г."
Усталые, исцарапанные ветками, сквозь заросли, мы исходили сегодня старое еврейское кладбище в Красном вдоль и поперёк. Никогда раньше не видел, чтоб мацейвы (надгробия) так плотно стояли друг к другу - очевидно, когда-то земля здесь была очень дорогой. Мы не искали фамилию Лехтер - понимали, что это бесполезно - годы и безразличие сделали своё: камень из песчаника разрушается. Просто прочитали за ними всеми Амуле, поминальную молитву.

Когда мы вышли из леса, на самой окраине очерченного рвом места, где заканчивалась ещё более старая часть кладбище, в стороне, одиноко стояла вот эта мацейва (на фото), датированная 1741 годом. Из всего написанного текста мы смогли разобрать, что здесь похоронен некий сын реб Аарона. Красивые кони, а может быть - единороги, с короной и ветвью винограда посередине венчали этот одинокий камень, не нужный больше никому.

Фото сделано инфракрасным фотоаппаратом (720 nm).

Комментариев нет:

Отправить комментарий