Собирался написать несколько слов о ханукальном концерте симфонического оркестра в Национальной филармонии Польши. В зале, повторюсь, присутствовали министры, администрация президента, лично маршалек и воевода Мазовецкие.
Оркестр национальной филармонии меня потряс! Наконец-то, после многих лет нашего провинциального филармонического убожества, где оркестр свободно может разойтись с солистом на пятьдесят тактов, и потом так и не сойтись к каденции (от меня уже истерически требовали удалить ту запись и публикацию) - я услышал звуки настоящего оркестра! Оркестранты были как одна душа. Таким, как шутят коллеги, и дирижёр не нужен.
Но молодой дирижёр Maciej #Tomasiewicz был прекрасен! Отточенные движения, ничего лишнего, энергия била через край. Сидя в зале, ловил себя на мысли, что за последние двадцать шесть лет после Гнесинки, мне приходилось видеть и слышать такое исполнение только с хрипотцой усилителя и колонок. Но вот вживую...
Вспомнил молодость... Когда у нас была ещё возможность использовать оркестр, как инструмент, писать для него, быть услышанным. Вспомнил, как профессор по чтению партитур, прищурившись, тыкал пальцем в мой пассаж, написанный для деревянных духовых с вопросом: а хватит ли им дыхания это сыграть? А вы продумали им аппликатуру? А не проклянут ли они вас за такое?
Настоящая музыка, как диалог со зрителем практически умерла. Во-первых, её вытеснили в сегмент элитарного искусства - а там сплошной снобизм под видом гурманов. Потому что, ни те, ни другие не хотят тратиться на то, чтобы вникнуть в её язык - она стала исключительно прикладным развлечением, усладой ушей. Соответственно, такие титаны, как Шнитке, Булез, Хиндемит, Шёнберг, Денисов, Слонимский - этот список огромен - остались за чертой услады, их музыка требует знания языка. А им владеет, наверное, даже не один процент слушающих.
Вернёмся к концерту. Играли Прокофьева Увертюру на еврейские темы и Гершвина. "Голубая рапсодия"и "Американец в Париже", уверен, одна из визитных карточек оркестра - звучание было почти эталонным, солист каждой группы безукоризненно заставлял свой инструмент звучать, как никогда. А вот сочинение Прокофьева - так говорить не принято - на меня не произвело впечатления. Хотя сыграно было (ансамблем) великолепно. Мне показалось, еврейские темы могли бы звучать ярче, рельефнее, выразительнее. Впрочем, как отмечал сам автор в своё время, его больше привлекло сходство с румынскими и южноукраинскими интонациями в мелодиях, когда его попросили написать эту Увертюру. Вот эта острожность как раз очень слышна.
Все без исключения становятся такими осторожными, когда затрагиваются еврейские темы...
#zoriyfine, 01.12.2021, #warszawa.
Комментариев нет:
Отправить комментарий