Instagram

02.04.2023

ВЕТКА ПАЛЬМОВАЯ

Утром Оксана подняла сложный вопрос: Аня идёт в первый класс, и нужно решить, отдаём ли мы её в обязательном порядке, среди прочих предметов, на "религию" или на "этику". Под религией подразумевается католицизм.

Спросите, нельзя ли отдать её в синагогу? Отвечу: нельзя, местный раввин настолько недальновидный, что ответ его заведомо известен. Три года назад я попросил его принять Аню в еврейский детский садик. Его ответ меня оскорбил: "Скажу прямо - нет, она не еврейка!" (У ребёнка нееврейская мама).

Дело в том, что его коллега в Украине много лет назад, когда я попросил взять сына в еврейскую школу, не посмел отказать, зная мои заслуги перед общиной.

Во-первых, после того, с тем раввином мы остались друзьями навсегда, и я продолжаю ему помогать по первой же просьбе уже отсюда, из другой страны.

Во-вторых, сын настолько проникся идеей иудаизма, еврейской культурой, традициями, что добровольно репатриировался через две недели после своего совершеннолетия и сейчас служит в израильской армии.

В-третьих, поведение тутошнего раввина говорит ещё и о его невежестве, так как ребёнок несовершеннолетний и в случае, если его мать готовится к гиюру (переход в иудаизм - о чём он даже не поинтересовался), ребёнок автоматически получает гиюр вместе с матерью.

Но вернёмся к сегодняшнему дню. Вопрос Оксаны меня озадачил: за неимением выбора, я считаю, что любое ненавязчивое религиозное воспитание полезнее, чем его отсутствие.

Недавно я цитировал Вуди Аллена, который вспоминал: "Я не женился на своей первой любви, поскольку в какой-то момент у нас возник страшный религиозный конфликт. Она была атеисткой, а я - агностиком".

Сейчас мои многочисленные датишные (религиозный иудаизм) друзья набросятся с железобенными аргументами, почему я не прав в свете собирательной еврейской души. И я не вступаю с вами в полемику. Повторюсь: обязательное религиозное образование не тождественно вероисповеданию.

Если к ребёнку подберут слова, убедив, что кроме атеистов и агностиков есть третьи, - я не буду этому возражать. А символику и окна в небо я смогу расставить (раскрыть) и дома самостоятельно. Ни о какой ассимиляции и потере еврейства мне рассказывать не надо. Напомню, что отношение в Торе даже к герам (новообращённым) многократно уважительнее, чем в современном иудаизме, опирающемся, как должно быть, на Тору. Но, увы.

...Внезапно мне пришла в голову мысль: раз мы всё равно собрались сегодня в дождь вдвоём с Аней обойти Щенсливицкую горку, то почему бы не заехать по дороге на минутку в ближайший костёл, чтобы ребёнок увидел всё собственными глазами? Тем более, костёл Ля-Салетской Девы находится прямо возле её новой школы.

Иронично, но я был когда-то, много лет назад, высоко во французских альпах, в затерянной деревушке Ля-Салетт. Сейчас там огромный санктуариум. Узнав о моём гнесинском образовании, старый органист позволил мне поиграть на великолепном органе, и сам прислуживал, переключая регистры. Должен сказать, мистическое местечко, произвело на меня, юношу, неизгладимое впечатление. Чего не скажешь об одноимённом варшавском костёле, вполне обыденном.

Ой, только не говорите мне, как один израильский хабадский раввин года два назад, когда я выложил свои снимки из чешского храма-костницы в Кутне-Горе, гневно писал в фейсбуке, что евреям переступать пороги негоже.

В таких случаях я бью наотмашь высказыванием последнего любавичского Ребе, из которого много прочитал в своё время: искусствоведам, людям искусства, занимающимся историей культуры следует продолжать свою работу, не обращая внимания на подобные запреты.

(Очевидно, что ли, эти запреты для слабых? Неопределившихся? Неукреплённых? Уязвимых? Риторический вопрос.)

...В костёле яблоку негде было упасть, много детей. Равно, как и припарковаться в радиусе двух кварталов. Пальмовое воскресенье, оказалось - вот уж денёк выбрали! Люди с веточками.

- ...Вы только представьте, - несколько раз повторил ксёнз из алтаря, - те же самые люди, которые встречали Его с пальмовыми ветвями в руках, через пять дней требовали смерти!

Меня резанула настойчивость, с которой он повторял и обыгрывал эту фразу. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы при такой настойчивости, не додумать в уме, кто были все эти люди, где и в какой стране это происходило, - и, как следствие, кто они по национальному признаку, и что они сделали.

Дальнейшую историю подобной безвинной настойчивости мы знаем. Спасибо Папе Римскому, который впервые за двухтысячелетнюю историю заявил, что евреи сами по себе - на правильном пути, и их "обращать" не надо. Равно, как и "исправлять" их путь. Воистину, эпохальное заявление, ему потребуется, пожалуй, ещё сотня лет, пока дойдёт до умов на местах.

- Але для чего он муви таки страшне жечи в обечношчи дзеци? (Но почему он говорит о таких страшных вещах в присутствии детей?) - шёпотом спросила Аня.

- Ниц такего не слыше (Ничего такого не слышу), - ответил я.

- Но як! Слухай уважне! (Ну что ты! Послушай внимательно!)

- Маш на мышли шмерчь и змартвыхвстание? (Ты имеешь в виду смерть и воскресение?)

- Но так. Длачего? (Ну да. Зачем?) ...А кеды выйджемы стонд? ( А когда мы отсюда выйдем?)

Тут прихожане привстали для общей молитвы. Слова было трудно разобрать, акустика левого нефа, где мы сидели, превращала всё в бубнящую кашу. Аня подняла голову на меня, чтобы посмотреть, или я тоже молюсь со всеми. Но я стоял молча.

Через какое-то время мы вышли. На улице ещё сильнее лил дождь. Второе апреля, а по-прежнему по-зимнему холодно. Впрочем, в наших краях не редкость.

- Анечка, тебе необязательно сюда приходить на занятия. Мы можем выбрать другой предмет взамен - "этику".

- А что такое этика?

- Это когда тебе будут объяснять, как правильно поступать, по совести, честно, но при этом не будут заставлять молиться.

- Хорошо, - подытожил ребёнок после долгой паузы, - запиши меня на этику.

(Вот и чудненько, - подумал я, - обрадуем вечером нашу маму: выбор сделан. Мы часто стараемся по воскресеньям дать нашей маме побыть без нас, совершаем вылазки только вдвоём - и сегодня, на удивление - знаковая.)

Промокшие, мы сели в машину, какое-то время ехали молча, грелись. Включили радио.

- Папа, прости меня, что я разбила сегодня стакан, я случайно, - вдруг сказала Аня, - почему ты утром так растроился?

- Видишь ли, - с трудом скрыв, что тронут, ответил, - это был не какой-то стакан из ИКЕА, который разбился - и фиг с ним - поедем и купим новый! Это был стакан моей покойной мамы, твоей бабушки Иры, я его сюда привёз, он мне напоминал о моём детстве, такого больше не купишь.

До самой Щенсливицкой горки Аня больше не проронила ни слова...

#zoriyfine, 02.04.2023, #warszawa.

P.S. А где это мы на фото - другая история, как-нибудь расскажу...

#daddyZoriy #AnnaFine

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий