Instagram

18.08.2024

Терменвокс - первое знакомство

Сегодня моей маме исполнилось бы 77 лет, но с нами её нет вот уже пятнадцать…

Она была живым нервом, оголённой правдой, талантливым чутким музыкантом и пророком.

Через несколько часов после её ухода в дверь постучали. Мой ребёнок, её внук, открыл, но за дверью никого не было. Мама тихонько присела на край кровати и сказала, что переходить в вечность совсем не тяжело – она рада, что больше не увидит суету вокруг себя. В своей книге я посвятил ей большое эссе…

Будучи подростком, я часто писал музыку для виолончели – в т.ч. и с ней меня приняли в Гнесинку на композиторский. Виолончель – душа человека, самый близкий к его внутреннему голосу инструмент. Именно поэтому, виолончель есть во всём моём творчестве – она и часть моего логотипа, причудливо переплетаясь с написанием фамилии. (Посмотрите в правом нижнем углу этого видео.)

Играть на виолончели, я не умею и понимаю, что, увы, – не в этой жизни. В студенчестве на кафедре акустики мы работали с удивительным изобретением – первым и уникальным электронным музыкальным инструментом – терменвоксом. Педагоги учат студентов представить, что рука движется по невидимой струне. А нижний регистр терменвокса удивительно похож на звук виолончели.

Долгие годы я не решался его купить: боялся, что не осилю (впрочем, и сейчас не уверен). Нельзя не отметить, что за его столетнюю историю виртуозов можно буквально пересчитать по пальцам. Это безумно сложный инструмент, буквально – музыка из воздуха: исполнитель ни к чему не прикасается, но сам является источником и проводником музыки.

Однако, после пятидесяти смотришь в блокнот с насущными планами по-иному: подчёркиваешь (а не вычёркиваешь) неисполненные проекты, даже если они ничего не сулят на практике.

Терменвокс приехал позавчера – классическое детище американца Роберта Муга – страстного поклонника Льва Сергеевича Термена и изобретателя новых культовых синтезаторов. И вот перед вами мой первый опыт. Было трудно, честно, хотя, всего несколько нот.

Мама о себе говорила, что не имела особо талантов, и только упорством добивалась невозможного. Так же она муштровала и меня. Например, знаете, сколько диктантов она надиктовала мне перед поступлением в академию? - Около пятисот. Зато, меня с лёгкостью приглашали потом в литературный институт. Но музыка взяла верх – это семейное.

В общем, всего 45-секунд – в этом коротком видео (современные веяния) вошло, буквально, несколько аккордов. Заодно, оцените чудесное сочетание аналоговой классики и самого современного синтезатора Роли, его сложнейшей архитектурой звука, где само звукоизвлечение происходит в пяти (!) измерениях.

…Я вспомнил ту ночь в канун Рош-а-Шана: мама умерла аккурат при появлении первой звезды. Из Израиля позвонил 97-летний раввин и сказал: когда Бог забирает душу в такой великий праздник - она не стоит в очереди в рай.

— Мама, скажи мне: а тебя встречали там так, как я это услышал сегодня?..

#zoriyfine, 18.08.2024.

Комментариев нет:

Отправить комментарий