Instagram

04.12.2024

Концерт Григория Соколова в Варшаве 01.12.2024

Не думайте, что я не собирался поделиться с вами своими впечатлениями от концерта Соколова.

Хотя, да, не собирался.

И знаете, почему? Потому что, своими глубокими переживаниями не принято делиться с окружающими.

Вкратце.

Его прикосновение волшебно. Его пианиссимо звучало у тебя внутри голосом того, к кому ты, в силу грубости, часто не прислушиваешься.

Его вторая педаль приводила в движение какие-то призвуки из параллельного мира, которые жили своей жизнью, своим развитием, своей драматургией, - пока вся остальная фактура была занята другим делом.

О фактуре. Такого я не слышал никогда. Если попытаться объяснить грубо, на пальцах: вот звучит мелодия - к ней какой-то контрапунктный ответ в среднем регистре - между пальцами фоновое заполнение - внизу басовая партия. Слышать четыре пласта фактуры умеют все профессиональные музыканты: уши, главное, что им развивают с детства.

Но как маэстро, при этом, использовал четыре разные техники прикосновения к клавиатуре?! Одновременно! Для каждого из элементов фактуры его пальцы прикасались к инструменту по-другому, по-особенному! Как минимум, для этого нужно иметь четыре руки, а лучше - четыре разных исполнителя.

Первое отделение программы было посвящено музыке Уильяма Бёрда (XVI век, Англия). Надо признать, в курсе моего профобучения музлитературе, Бёрду отводилось что-то около половины одной лекции. Считаем, знакомился заново. Рояль в этой музыке звучал то какими-то далёкими пастушьими рожками, то, как чистый звук лютни, - в эти моменты я поправлял бинокль, чтобы убедиться, что маэстро не вставал с банкетки и не перебирал струны пальцами.

(Срочно хочу раздобыть Бёрда в записи, чтобы слушать вечно!)

Вчера мне прислали Рамо (Франция, на сто лет позже) в его исполнении - и снова слышу этот характерный призвук пёрышка, которым извлекается звук на клавесине, особенно в волшебных трелях и мордентах.

Фото сделано изподтишка, когда уже многие доставали девайсы - единственное, во время исполнения на бис (выходил раз пять, зал неистовствовал, хотя, весь концерт стояла звенящая тишина), с места, где мне чудом удалось купить билет за несколько дней до выступления - и, обратите внимание: моё место было в самом центре напротив рук! Видеть руки - особый экстаз. А Соколов так интересно и высоко ими размахивает.

Оксана не даст соврать: вначале я ей полночи рассказывал в выражениях, которые она не понимала, но, как правильная жена, слушала с большим интересом, потом два дня ходил поникший оттого, что такого больше не услышу вживую. Хотя сегодня ночью мне друзья прислали несколько его альбомов, однако, атмосфера концертного зала, увы...

Может, покажется странным, но иногда я опускал мамин театральный бинокль, чтобы "увидеть" звук в пространстве зала. Пока не могу сформулировать это явление, возможно, вы подскажете.

Подытоживая, скажу: такое потрясение вызвало у меня только живое выступление Рихтера. Но тогда я был юношей, многого не помню, да и сидели мы с мамой за колонной в бывшем гулком органном зале, который потом у филармонии отняли. А спустя лет тридцать мне и самому посчастливилось выступить в концерте и играть на том же самом Стейнвее, на котором, во-первых, играл Рихтер, и который, во-вторых, был куплен примерно за 120 тысяч долларов в советских инвалютных рублях в середине 80-х гг ужасной, как сейчас принято говорить, властью для небольшого провинциального областного центра.

Город называть не буду, сами знаете.

А Григорий Соколов с 1990 года живёт в Испании, и только в 2022 году стал испанским подданным.

#zoriyfine, 04.12.2024.

#GrigorySokolov

Комментариев нет:

Отправить комментарий