Instagram

25.10.2025

The Door

⬇️EN ✨ ДВЕРЬ, КОТОРАЯ ОДНАЖДЫ ОТКРОЕТСЯ ИЗНУТРИ. Токката-фантазия C-moll для органа, электропиано, синтезаторов и колоколов.

Через несколько минут будет премьера моей новой музыкальной композиции – она длится 27 минут, и, уверен, далеко не каждый сможет настроить себя на прослушивание её от начала до конца.

Фантазия имеет форму двойных вариаций с обширной прелюдией и постлюдией. В постоянном конфликте две темы: органная токката – в ней иногда слышатся вполне тональные риторические фигуры эпохи Барокко, иногда – атональные. В сочетании с синтезаторами этот микс создаёт причудливые созвучия, иногда необычные ритмически, - символизирует бег нашей жизни: сложный, полный неожиданностей и непредсказуемости.



Внезапно, как бы врываясь в музыкальную ткань, возникает вторая, главная, как я охарактеризовал бы её, «тема отмеренного времени»: E-C-Des-E-C-Es. Тема вполне аутентичная, её сочинила моя девятилетняя дочь Анна. Бесхитростная, на первый взгляд попевка последовательно обыгрывает тонические терции до-минора и до-мажора, причём, связкой служит далёкий (из дважды гармонического мажора) ре-бемоль. Есть в этом что-то и сказочное, и зловещее, не находите?

Что меня вдохновило? В 1990 году наивный и восторженный, только поступивший на первый курс композиторского отделения Гнесинской академии, студент пишет одну из самых ярких своих фортепианных пьес «Игра света в воде». Сохранилась запись авторского исполнения 28.02.1991 из Центрального дома композиторов (ссылка). Помню, очень гордился главной темой этой пьесы, где игра солнца в воде – единственная блестящая в этом мире «вещь» – тоже была обыграна с помощью одновременного мажоро-минора, создавая причудливые «всплески» настроения.

(Не лишним будет добавить, что наивность восемнадцатилетнего автора, который обязательно хотел сделать этот мир своей музыкой чуточку лучше, длилась недолго. Что отразилось и на творчестве. Позже пьеса вошла в фортепианный цикл под названием «Мутация», где последующие мрачные атональные части от светлого мажора-минора не оставили и камня на камне.)

Но вернёмся к сегодняшней композиции.

Токка́та (итал. toccata от toccare – трогать, касаться) – инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями.

В какие-то моменты, вы услышите, суетливая органная партия токкаты, как бы отрывается от высотного звукоряда и уходит в виртуальный мир синтезаторных секвенций. Как и в реальной жизни, мы не всегда можем дать оценку или взять под внутренний контроль наши чувства, мысли и поступки. Тема Ани всегда появляется конфликтно, словно, напоминая, что часики-то тикают, и времени остаётся всё меньше. Особенно, может показаться, ритмически, тема нарушает установившуюся метрическую ткань. На самом деле, всё произведение, от первой и до последней ноты, написано в едином темпе и в едином ритме. Слуховые смещения возникают за счёт синкопированного ритма и сдвига акцентов на слабые доли.

И ещё, деталь: когда проведение темы звучит на глокеншпиле (оркестровых колокольчиках), она всегда идеально ритмична, но, когда проведение на электропиано – ощущение какого-то «плавания». Если надеть наушники, можно услышать, что звук электропиано постоянно панорамирует между правым и левым динамиками. Это сделано специально. А партия басов – вообще, отдельный тембр (основная клавиатура разделена на секции).

Кроме неё, как вы увидите, используется ещё три клавиатуры, одна из которых (партия хора) реагирует на многомерное прикосновение (реальное ощущение усиления голосом взятой ноты).

Конечно же, вы обратите внимание и на разнообразие перкуссии: кроме глокеншпиля в композиции использованы, ветровые трубчатые колокольчики, большие и малые, и даже пасторальный колокол.

В своей музыке я придаю колоколам не столько символическое значение «присутствие вечности», сколько фоническую разрядку и наполнение гармониками пространства послезвучания, словно, подтверждение из более высоко звучащих миров тем звукам, которые были извлечены здесь. С записью этих нюансов в реальном времени прекрасно справился новый рекордер (его видно на видео), благодаря 32-битному двойному ЦАПу он сохранил все мельчайшие колебания звуковых волн.

Видео записано вживую, с трёх камер, две из которых выключились на последних минутах, поэтому, концовка только с одной камеры.

В комментариях к моим прошлым композициям раздавались голоса, что моя музыка, на первый взгляд, носит впечатление импровизационной. Не соглашусь, потому что, как и традиционно, основная, титаническая, и невидимая часть проделанной работы происходит за столом. В моём случае – дважды: до создания и, особенно, после.

Прежде, чем вы углубитесь в новую визуальную партитуру, когда все голоса предстанут перед вами в реальном времени, обозначенные разными цветами падающих нот, а тема органной токкаты ещё и выписана на традиционном нотоносце, хочу сделать несколько ремарок.

Партия органа (пусть вас не смущает), как и прочие, полностью сочинена автором и только управляется программно. Следить по нотам можно с помощью бегущего по нотному стану курсора внизу экрана (к сожалению, виден только на большом экране).

Во всех партиях визуализация в стиле Flowkey (падающие ноты) отображает длительность звучания каждой ноты с учётом педалей сустейна для каждой клавиатуры, а не только видимое удержание нот, как принято.

И, наконец, главный месседж всей композиции.

Месседж, который говорит о глубокой вере автора в Человека, в его возможность найти в себе силы и выйти победителем из чудовищной ловушки, которую устроил ему катящийся в бездну этот безумный мир.

Свет пройдёт через твой внутренний мир и вернётся изменённым твоими гранями. В тот самый день, когда откроется дверь изнутри. 🕯️

 

                💿 Загрузите этот трек в аудиоформате в высоком качестве по ссылке:
                💿 Download this track in the highest audio quality via the link: 

                https://zoriyfine.bandcamp.com/track/the-door-that-one-day-opens-from-within



⬇️EN ✨ THE DOOR THAT ONE DAY OPENS FROM WITHIN

Toccata-Fantasia in C minor for organ, electric piano, synthesizers and bells
𝄞 Sound Palette: Pipe organ (solo), Electric piano (Rhodes-style) with warm pads, ROLI Deep Choir, Cypher2 & Equator2 software synthesizers (multidimensional, MPE), Wind bells, Little wind bells, Orchestral bells, Pastoral bell.

 In a few minutes there will be a premiere of my new musical composition – it lasts 27 minutes, and I am sure not everyone will be able to attune themselves to listen from beginning to end.

The Fantasia takes the form of a double-variation with an extensive prelude and postlude. Two themes are in constant conflict: the organ toccata – in which one sometimes hears fully tonal rhetorical figures of the Baroque era, and at other times atonal ones. In combination with synthesizers this blend creates fanciful sonorities – at times rhythmically unusual – symbolizing the course of our lives: complex, full of surprises and unpredictability.

Suddenly, as if bursting into the musical fabric, a second theme appears – the principal one, as I would characterize it – the «Theme of Allotted Time»: E-C-D-E-C-E. The theme is entirely authentic; it was composed by my nine-year-old daughter Anna. A guileless little tune at first glance, it sequentially plays out the tonic thirds of C minor and C major, with a distant D-flat (from the double-harmonic major) serving as the link. There is something both fairytale-like and ominous in this, don’t you think?

What inspired me? In 1990, naïve and elated, having just entered the first year of the composition department at the Gnessin Academy, a student writes one of his most vivid piano pieces, “The Play of Light in Water.” A recording of the author’s performance from 28.02.1991 at the Central House of Composers survives (link). I remember being very proud of the main theme of that piece, where the play of sunlight on water – the only truly “brilliant” thing in this world – was also worked out through simultaneous major – minor, creating fanciful “splashes” of mood.

(It is not superfluous to add that the naïveté of an eighteen-year-old author, who very much wanted to make this world a little better with his music, did not last long. This was reflected in the work as well. Later the piece entered a piano cycle titled “Mutation,” where the subsequent dark atonal movements left not one stone upon another of the bright major–minor.)

But let us return to today’s composition.

Toccata (Ital. toccata, from toccare – to touch) is an instrumental piece of rapid, precise motion in equal short note values.

At certain moments you will hear the bustling organ toccata line seeming to break away from the pitch register and depart into the virtual world of synthesizer sequences. As in real life, we cannot always evaluate or bring under inner control our feelings, thoughts, and actions. Anya’s theme always enters conflictually, as if to remind us that the clock is indeed ticking and there is less and less time. Especially rhythmically, it may seem to violate the established metric fabric. In reality, the entire piece, from the first to the last note, is written in a single tempo and a single underlying rhythm. The auditory displacements arise from syncopated rhythm and the shifting of accents onto weak beats.

And one more detail: when the statement of the theme sounds on the glockenspiel (orchestral bells), it is always perfectly rhythmic; but when the statement is on the electric piano, there is a sense of “drift.” If you put on headphones, you can hear that the electric-piano sound is constantly panning between right and left channels. This is intentional. And the bass part uses a separate timbre altogether (the main keyboard is split into zones).

In addition to it, as you will see, three more keyboards are used, one of which (the chorus part) responds to multidimensional touch – the palpable sensation of intensifying a sustained note with the voice.

Of course you will also notice the variety of percussion: besides the glockenspiel the composition uses wind tubular bells, both large and small, and even a pastoral bell.

In my music I attribute to bells not so much the symbolic meaning of “the presence of eternity” as a phonic release and the filling of the reverberant space with overtones – as if a confirmation, from higher-sounding worlds, of the sounds that were produced here. The new recorder (visible in the video) coped perfectly with capturing these nuances in real time; thanks to its 32-bit dual converter it preserved the tiniest fluctuations of sound waves.

The video was recorded live with three cameras, two of which shut off in the last minutes; therefore the ending is from only one camera.

In comments on my earlier compositions, voices have said that my music, at first glance, gives the impression of being improvisational. I disagree, because, as traditionally, the main, titanic, and invisible portion of the work is done at the desk. In my case – twice: before creation and, especially, after.

Before you delve into the new visual score – when all the voices will appear before you in real time, marked by different colors of falling notes, and the theme of the organ toccata is also notated on a traditional staff – I would like to make a few remarks.

The organ part (do not be disconcerted), like the others, is entirely composed by the author and merely controlled by software. You can follow along in notation by means of the cursor moving along the staff at the bottom of the screen (unfortunately visible only on a large display).

In all parts, the Flowkey-style visualization (falling notes) displays the sounding duration of each note with the sustain pedals for each keyboard taken into account, and not merely visible key-holding as is customary.

And finally, the central message of the entire composition.

A message that speaks to the author’s deep faith in the Human Being—in his capacity to find the strength within and emerge victorious from the monstrous trap that this mad world, hurtling into the abyss, has set for him.

Light passes through your inner world and returns changed by your facets. On the very day the door opens from within.

#ZoriyFine #AnnaFine, 25.10.2025.

Welcome to my Patreon!

https://www.patreon.com/posts/142026024

Комментариев нет:

Отправить комментарий