Instagram

20.01.2023

Меня зовут Ашер Лев

Автор Dilshat Harman:

..."Меня зовут Ашер Лев" Хаима Потока. Нудноватый, не очень хорошо написанный роман, разбирается очень интересная ситуация.

Вкратце: Бруклин, 1950-е-60-е, хасидский мальчик хочет только рисовать. Никто его не понимает, все страдают, в конце концов ребе говорит, оставьте его в покое. Ладно, все смиряются, годам к 25 Ашер становится вполне известным художником и при этом остается соблюдающим евреем.

Кульминация в конце: внезапно он пишет два распятия - вместо Христа и других евангельских персонажей его родственники. Сам себе он объясняет это так: в моей, еврейской изобразительной традиции отсутствует эстетическая форма, в которой я могу выразить свои чувства скорби, горя, ужаса. Только с помощью распятия у меня это получится.

Естественно, когда эти картины попадают на выставки, разражается скандал. Родители говорят ему, как же ты не понимаешь, что из-за распятия пролилось столько еврейской крови, что твой дедушки был убит из-за него накануне христианской пасхи. Ребе говорит, ладно, обнаженную натуру я еще мог принять, хоть и с трудом, но распятие - невозможно. Ты, дорогой друг, оскорбил людей, которые тебя любят, давай-ка уезжай из Бруклина.

Католическая пресса, со своей стороны, пишет о том, как этот еврейский художник походя оскорбил чувства христиан.

Кончается всё тем, что Ашер Лев, испытывая смешанные чувства, но понимая, что как художник он прав, сваливает в Париж. Продолжая все-таки оставаться соблюдающим евреем.

Мне кажется, это прямо актуальный конфликт, когда художник видит форму, которую может использовать по своему разумению, а традиционалист упрямо говорит, что нет, это символ, и символ конкретный, он может означать только это и больше ничего. Всякий, кто пытается его применить для чего-либо другого - богохульник или глупец.

Комментариев нет:

Отправить комментарий