Instagram

09.10.2009

Крымский поход. Размышления... (слайд-шоу). (zoriy: авторская статья)


"... Мастер Бокудзю жил в пещере, и часто говорил вслух: "Бокудзю?" - а затем сам отвечал: "Я здесь!". Ученики тихонько посмеивались над ним. Но в последние годы своей жизни он уже не звал себя по имени. Ученики как-то спросили его:
- Почему ты перестал это делать?
И он ответил:
- Раньше я терял себя, поэтому спрашивал, но теперь в этом нет необходимости. Бокудзю всегда здесь."
(Из притч мастеров дзена)

Многократно в эти дни я спрашивал себя: "Бокудзю?"... И не получал ответа...
Сегодня пытался примоститься с лаптопом на скамейке возле башни, но подвыпившая молодежь с собирателями окурков под развеселенький аккордеончик, из-за которого протягивалась девичья рука, просящая отцу на операцию, - весь этот ринувшийся на теплый вечер "бомонд" быстро загнал меня обратно в авто, где скачанный давеча концерт Кейко Матсуи снова стал моим единственным лекарством.

Завтра во Львов. Завтра мы усядемся с рюкзаками в тесный бусик - нас предупредили об аскетических условиях - и в путь...

Туристы - это другой народ...
Несмотря ни какие блага цивилизованного отдыха, из года в год я надеваю стоптанные кроссовки, складываю увесистую аппаратуру в 100-литровый рюкзак - и в дорогу... Наша компания разношерстна, но я люблю ее живой огонек, детские лица, ненаискавшиеся приключений, суровый палаточный быт. Иногда бывает - проводник с пути собъется - и кружим часами с неподъемными ношами по горам, а если еще туман или дождь...


Помню, прошагали однажды 30 км без воды и отдыха по лунному пейзажу горного Крыма - плато Караби Яйла - где в небольших расщелинах только талый снег, где нет места для стоянки, а до ущелья Чигинитры - день пути. И показывает тебе провожатый на маленькую возвышенность на горизонте, и уходит вперед. И ты из последних сил заставляешь себя доползти, а впереди - буквально на линии горизонта - новая возвышенность. И никуда не деться. А за ней еще... и еще... Когда я подошел к Чигинитре -увидел, что с другой стороны, обратно по тропе, идут меня искать. Я так был снова рад встретить друзей в этой жуткой продуваемой насквозь пустыне! Но рюкзак им не отдал. Я должен был дойти сам. "Бокудзю?! - Я здесь!"

В этом году мы спускались по лесной тропе после дождя. Кроссовки "плыли" по несусветной грязи, унося тебя вслед. Если мог - цеплялся за ветки. Наступили сумерки, группа ушла далеко вперед, - и сколько не вслушивался, - там внизу ничто не предвещало место близкой стоянки. Сгорела лампочка в фонарике. Ветки хлестали в лицо, сбивали с носа очки. Пришлось засунуть оба фотоаппарата поглубже в рюкзак, чтобы случайный удар об дерево не оказался для них фатальным. Ныло колено. Спасибо Кириллу - он отдал мне свою эластичную повязку и напоил чудесной маминой настойкой на бузине и орехах. И вспомнил я, как года три назад, в Партизанском ущелье это же колено впервые дало о себе знать. Тогда Маша, отдала мне свою повязку, - несмотря на то, что ей после сложной операции без этой повязки нельзя было и шагу ступить!
Туристы - это особые люди. Все идеализированные человеческие качества, которые воспеваются в песнях и практически невозможны в повседневной жизни - в походе - единственный способ выживания. Потому и песни у костра такие живые, про тебя самого. И водка - как лекарство от изнурительного перехода, как панацея от уныния, когда искры костра и песни затухают и сырость наступившей ночи пытается забраться к тебе под одежду... Тогда я плотно задраиваю свою палатку, раздеваюсь догола - и в спальник, дешевый китайский спальник. И наплевать, что снаружи около нуля, и оставленный чай на утро покрывается корочкой из льда... "Бокудзю?! - Я здесь!"
А с утра - дождь... И в обед - дождь... Лагерь остается на стоянке на второй день... Можно не вставать... Капель навевает грусть... Грызу карандаш:

Второй день затянувшийся дождь
Не дает нам выйти из леса.
От промокшей одежды -дрожь,
От ясного неба - завеса...

И еще много всяких строчек, которые когда-нибудь обязательно напечатаю...
А в прошлом году, выйдя в сумерки из Балаклавы в сторону мыса Айя, провожатая махнула мне рукой и свернула последней из колонны на ближайший луг, где мало-помалу начали разбивать палатки. А я прошел мимо и пошел по тропе. Прямо на скалу.

Я шел долго. Практически на ощупь. Ветер рвал бандану и парусность рюкзака постоянно норовила снести меня с тропы вправо. Слева была гора. Включив фонарик, я с ужасом обнаружил справа от себя, в полутора метрах пропасть. Где-то внизу отблескивало лунным светом море. Связи не было. Встречные сказали, что ближайшую группу видели в трех часах пути. Значит надо поворачивать назад...

В тот вечер, со скалы я сделал несколько зарисовок старинной Генуэзской крепости Чембало, и наутро вновь вернулся, чтобы посмотреть, как выглядит это зловещее место при свете солнца. Эти фотографии легли в основу - с них начинается вся история - фильма, составленного из фотографий той поездки, который и предлагается посмотреть...

... Я люблю эти походы. В них я сильный, как лев - мне ничего не стоит встать под водопад и простоять так минут десять на глазах изумленных туристов, группами встречающихся у таких ключевых мест. Всегда - хоть среди ночи - я могу крикнуть громко: "Бокудзю!!!"
И всегда, как по команде, отдавая честь под козырек, душа вторит: "Я здесь!"

И сколько еще башмаков нам надо истоптать, сколько смыть с себя грязи под чудовищными струями нещадных водопадов, - чтоб внутренний наш - не передернутый от резкой встряски, а сам - от малейшего шепота, от тихого дыхания, спокойно отвечал: "Не бойся... Я здесь..."

И ты уже не знаешь, чей голос слышишь - свой ли?! И чувствуешь себя дитем на теплых заботливых ладонях... Всхлипывающим сквозь сон, с покрасневшими от недавнего плача веками, - но все позади - сильные руки не отдадут тебя никому, и словно шелест мокрых от дождя листьев каждой капелькой шепчет: "Я здесь... Я здесь..."

1 комментарий:

  1. Статья написана так, что захотелось когда-то в будущем самим так походить, почувствовать, увидеть... Скажу честно - местами аж мурашки по коше шли

    Некоторые фотографии в видео знакомы, так как сами этим летом видели это своими глазами. Красота! Но такого экстрима у нас еще не было... к сожалению...

    ОтветитьУдалить