"Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния..." (Жан-Поль Сартр)
... Пятница, 13-е... Редкое сочетание, впрочем, в календарном 2009-м встретилось трижды, - у большинства обывателей вызывает суеверный страх и даже ужас...
Если бы не Мартин Хайдеггер, подытоживший - и как следствие давший от него ключи, - весь европейский нигилизм - экзистенциальный ужас господстовал бы над нами, вызывая исключительно внутреннее омерзения и сартровсую тошноту от всего бытия.
Впрочем, славянину всегда была свойственна суто русская хандра - нечто похожее на запой, но у непьющего, легко поддающегося унынию, романтика.
Когда туснеют краски, душу охватывает такая жуткая тоска... (прошу обратить внимание на само словосочетание!)
"...У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее как может..." (Ж.-П. Сартр)
Невосполнимость полноты жизни практически ничем нельзя компенсировать. Окружающие требуют от тебя постоянной включенности, причем, как правило, не считаясь с тобой вовсе. Мир создан не для тебя. Врываясь вихрем во взрослую жизнь, прозреваешь, что тебя здесь не ждут, и на твое место под солнцем гораздо больше претендентов, чем ты сможешь растолкать локтями, даже во всю остервенев и сконцентрировав весь запас своего яда.
Скажите на милость, а как же быть хрупким натурам?!
Тем, у которых в крови уступать, робеть и довольствоваться малым?!
В условиях рыночного менталитета - они тоже должны стать "базарниками"?!
... И вопят их души. И закрываются в своих комнатушках, наглухо запечатывая скорлупу. И терзает, мучает их чувство неполноценности от того, что никак не вписываются они со своими стереотипами в летящий на бешеной скорости безбашенный век.
"Из мелких приступов одиночества и состоит, собственно, жизнь..." (Р. Барт)
... И тихо ненавидят они себя, заливая слезами подушку от того, что любить их некому и понять их некому, а если сердце и встрепенется - обязательно найдется кирзовый сапог из песни Высоцкого.
...И плодится по земле атеизм, безбожие, - пуще прежнего атеистического строя. Потому что просить у Бога - не знают чего и не знают зачем?
Эпоха английских утопистов давно прошла... Рая на земле не будет... Просить о том, чтоб Он поменял систему?! Нереально... Поменять нас самих под систему?! - Омерзительно...
... Бога нет...
С точки зрения миропорядка - как традиционно считается отданного на откуп злу - любой праведник загнан в пятый угол. Уже не вызывает бурю тихая молитва - кому вреден отшельник, так и не победивший мир, а спасающийся втихаря в запертой комнатушке?!
...Нет, дорогая моя Екатерина Доэрти, увы... Пустыня, о которой ты писала в начале 20-го века начинается только сейчас! Когда у всех мало-мальски тонко настроенных душ начинают сдавать нервы от монотонной навязанной всем нам одной бесконечно тянущейся песни : "бабло побеждает зло"...
И если еще лет 20 назад ты мог добровольно сдаться, и на задворках общества, подметая лестницу, например, чувствовать себя непризнанным, но уверенным в том, что твоя эпоха еще придет, - то сегодня, - увы... Каждый понимает, что положенную в стол рукопись его жизни так никто никогда и не откроет. За ненадобностью...
... Только забываем мы, что во все времена и эпохи Бог даром ничего не давал. Не потому, что злой, - как тут же нарисуют заинтересованные. Нет.
Потому, что нам дано право силой отнять у Него свое благословение.
А чтобы лица разнославных монотеистов не наливались яростью от моих слов, приведу маленький, но очень важный пример.
... Спал утомленный тяжелым переходом праотец наш Иаков. И явился ему Некто и стал бороться с ним. (Бытие, 32: "И остался Иаков один. И боролся с ним Некто до появления зари"). И победил его Иаков в этой схватке. И тогда взмолился Побежденный с просьбой отпустить Его. И сказал Иаков: "Не отпущу, пока не благословишь меня!" И благословил Он его и нарек отныне новое имя ему, Израиль (что означает "Борющийся с Богом")... Правда Иаков вышел из этого поединка хромым...
"Если ты человек, то должен в этой жизни бороться с Богом, как Иаков боролся. Благо тебе, если Бог одержит победу над тобой. Горе тебе, если ты победишь Бога и останешься сам на месте борьбы. В этом случае не ты победил, а смерть победила." (св. Николай Сербский)
Это традиционное толкование. Меня удивляет, что человечество становится умным всегда задним числом. А когда к каждому из нас, в пустоте ночи приходит Некто, - мы никогда не знаем, с кем нам приходится вести борьбу. И никогда не знаем, побеждая себя, - преодолеваем ли мы априорно врожденный эгоизм или рушим внутренний храм, созданный для вечности?!
И уже много веков спустя, Бог говорит своим пророкам: "Я - Бог Авраама, Исаака и Иакова!"
Что интересно, Исаак - отец Иакова, а Авраам - дедушка. Каждый из них был велик и праведен по-своему. Но свои отношения с Богом в каждом новом поколении строятся заново - праведность отца не будет в зачет сыну.
Только не понятно тогда, почему же за грехи родителей страдают дети? Я писал уже - я видел в Лурде (Франция) лица больных, исковерканных жизнью людей, которые сотой доли не совершали того, за что несут страдания на протяжении всей жизни...
...Экзистенциальность обратной стороны нашего завета с Богом несет в себе наш мир, - изумительно прекрасный, как и все творение - впрочем, мы не видели других миров, - и одновременно таящий в себе бездну одиночества...
"Падший ангел изменил Богу, вероятно, потому, что захотел одиночества, которого не знают ангелы." (А.П.Чехов)
Это очень глубокая мысть Антона Павловича Чехова говорит о многом: во-первых, бездна между творцом и творением возникла до появления человека, во-вторых, - не будь у нас этих тяжелейших состояний богооставленности, мы были бы несовершенны, как ангелы, которые в Боге не нуждаются - ибо всегда пребывают в Его свете. Именно поэтому и создавался человек (заметьте - по образу и подобию), чтобы путем внутренних конфликтов и противоречий, путем победы над Богом, - склонив голову, добровольно испросить Его благословение.
И третье, самое печальное. Со слов Чехова (уже слышу крики о том, что Чехов в таких вопросах вообще не авторитет) - так вот, в-третьих, - праотец всего нашего одиночества, я бы сказал - экспериментатор с внутренней пустотой - не кто иной, как падший ангел...
(По образу Самого Творца, который есть везде - именно Он расступился в Самом Себе, создав пространство вне Себя (Бога) - пустоту (изначальный термин). И человек находится в центре этой пустоты, своим врожденным эгоизмом равноудален от всех точек ее края, где начинается Бог. И в стремлении человека эту пустоту преодолеть - и есть смысл человеческой жизни - учение древнееврейских каббалистов, прим. автора)
А это уже совсем другой разговор. Да, это могущественный, правда лишенный высшего смысла творчества - только подражатель, ангел - князь мира сего - повелитель сфер подземных и воздушных. Но, увы, каждый ребенок знает, что шутки, диалоги и тем более - заветы с ним добром не заканчиваются (несмотря на то, что понятия "добра" и "зла" исключительно из нравственных категорий - оперирование ними наглядно рисует нам вектор нашего движения).
Каждый помнит великого Гете со школьной скамьи - обращение Мефистофиля с Фаусту со словами "Достаточно знаком ль ты с пустотой?!"
"Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти" (Л.Н.Толстой)
Сколько отчаяния в этих словах великого человека, попытавшегося стать реформатором своей эпохи, но так и не победившего эту эпоху, когда свора разъяренных псов загнала его назад в Ясную Поляну... Жаль...
Жаль, что не дали тогдашние носители митр ему возможность говорить о "приговоренности к жизни" - смысла нашего существования, радости от нее, света...
Что же тогда говорить о нас: слабых и жалких?! О какой борьбе может идти речь, если каждый прожитый день иногда кажется вечностью?!
Так вот, пытаясь проникнуть в природу этих "подаренных" нам еще до рождения чувств, можно отметить главное - только сильные и одновременно тонкие души способны выйти с этого поля боя победителями, потому как, весь букет этих пассивных страстей: ропот, уныние, отчаяние, - и как следствие, - взращенный внутри весь этот первобытный экзистенциальный ужас, - направлен только на разрушение нашего внутреннего мира, хитром и тонком удалении нас от Бога.
Потому что в двух одинаковых словах "пустота" - кроются диаметрально противоположные смыслы.
Вы спросите, как эти богословские изыскания можно применить к нам, простым гражданам?
Совершенно очевидно: равно как борьба с добром и злом, так и устроение целостности храма, гармонии внутреннего мира, так и экзистенция всего бытия, - увы, бесконечные смены настроений, всплески радости и ночи уныния, - все происходит внутри нас.
Миры творятся внутри нас. И поражение каждого - поражение всей нации. Потому, как малейшая брешь пробивает плотину, - и мы, предаваясь обсмакиванию нашей боли в задраенном наглухо внутреннем мирке, - впускаем в наш и без того сложный мир всякую нечистоту - духовные испражнения, плоды больной и воспаленной фантазии.
И напоследок, пару слов о загадочном названии статьи: пятница, 13-е...
Лучше всех развеяло этот суеверный страх само небо - маленьким фатимским детишкам, Жасинте, Франсишке и Люсии - впоследствии о них будет знать весь мир, с 1915-го года многократно являлась Пресвятая Дева - и это явление по своей значимости и по содержанию посланий стало эпохальным для всего человечества, признано всеми конфессиями и превратившее маленькую португальскую деревушку в центр мирового паломничества. Так вот - Она всегда являлась 13-го числа - и на вопрос детей, почему именно 13-го - с улыбкой ответила, что это Ее любимое число, а людям надо бороться с врожденными суевериями, которые с истинной верой не имеют ничего общего.
А пятница... В этот день распяли Христа. Человечество перешло на новый стиль - мы чтим воскресение - как праздник и день отдыха от земных трудов, потому что в этот день произошло Воскресение. Так вот, календарный стиль - а с ним и традиция - изменились. Но мы по-прежнему воспринимаем скорбный день пятницу не как победу над злом, а как день разгула темных сил - шабаш ведьм - тем самым перечеркивая и Христа, и Его жертву, - и вообще, весь миропорядок...
Потому что пустоту в наших сердцах мы заполняем сказками и болезненно реагируем, когда отнимают любимую игрушку, забывая, что мы взрослеем, и тешить свои комплексы уже некогда - пролетает жизнь и пролетает монотонно, и не стыдно ли нам будет потом с высоты прожитых лет оглядываться на прошлое?!
Анекдот: занимается атеист аутотренингом - сидит и внушает себе долго и нудно: Бога нет! Сидит долго и внушает упорно. И вдруг слышит откуда-то тихий голос: "- Да успокойся ты! - Нет Меня, нет..."
Є лише Ти і Вона…
ОтветитьУдалитьВона – вірна, Вона – вічна.
Не має значення де і коли Ти знаходишся, які речі чи люди Тебе оточують…
Вона все одно огортає Тебе.
Ніхто і ніщо не зможе зрозуміти, тим більше розділити Її.
Добре це чи погано, що Вона завжди поруч, що Ти не можеш зробити жодного кроку без Неї???
Риторичне запитання, адже Вона – це Ти… Безмежний, живий світ самотності, який намагається жити, творити, шукати себе… Шукати себе, істинного, світлого, серед мороку простору, серед мороку власного світу. А скільки таких загублених світі?..
"Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти" (Л.Н.Толстой).
Коли вирок виконується і настає смерть, чи звільняється при цьому людина від свого ув'язнення???
рудь ірина
Ирочка, пусть меня упрекнут другие читатели моего блога, но позволю себе заметить, что Вы - самый вдумчивый и пропускающий на все сто через себя мои тексты. Об этом говорит даже то, что Вы - единственная, отваживавшаяся прокомментировать эту непростую и неоднозначную статью.
ОтветитьУдалитьОднако, должен Вам заметить, что и Вы не до конца "разглядели" направление моих мыслей. Помните, как у Конан-Дойля - д-р Ватсон вначале принял Ш.Холмса за криминального авторитета?!
Смысл этой статьи - в глубоком позитиве, в ключах, которыми мы не хотим пользоваться, опираясь, как на костыли, на белые пятна в душах великих авторитетов, прячась от самой возможности дерзнуть и перевернуть миропорядок с ног на голову...
... А я писал о том, что это - возможно. Что на фоне ужасов и нигилизма сартровской тошноты окружающего мира - есть другая реальность, войти в которую мы не можем в силу подмены понятий! Это очень важно! И грустно...
що ви мали на увазі, коли казали "есть другая реальность"?
ОтветитьУдалитьрудь ірина
то, что, к сожалению, произошла (не от нас зависящая) подмена понятий - даже не самих понятий, а нашего ємоционального вектора восприятия проблемы. Например, то же одиночество. Это понятие может послужить поводом глубокого отчаяния и разочарования, а может - наоборот - светлой нотой побыть одному, собрать разрозненные и разбазаренные бытовухой частички души воедино - т.е. время, отведенное для восстановления целостности себя- ведь, кроме нас этого сделать никто не может.
ОтветитьУдалитьВсі люди різні.
ОтветитьУдалитьВ усіх різне бачення, різне сприйняття, різна міра важливості речей, пріоритетність цих речей…
Скільки людей – стільки світів. Не можуть бути всі однакові, не можуть всі „бачити” чи „знати”. Люди не ідеальні, в усіх є якийсь дефект, своя грішність. Але цим вони і відрізняються один від одного, в цьому і є їх індивідуальність, негативна чи позитивна, але індивідуальність. В кожної людини є шанс змінити все що її оточує, себе саму, кинути виклик і перевернути світ з ніг на голову… Але, чомусь, не кожен користується цією можливістю. Можливо когось цілком задовольняє те, що він має. А хтось просто не доріс до змін, до бунту. Людина знаходиться в постійному процесі творення себе, вдосконалення себе… Потрібен час… Комусь вистачає кількох років, а комусь замало і кількох життів.
Хочеться вірити, що кожен із нас знайде себе істинного, відкриє себе в собі.
Інша реальність є, але в кожного вона своя, бо людина бачить лише те, що хоче бачити.
рудь ірина
Принципиально не согласен! Человеческая индивидуальность проявлена не в наличии "дефекта" и "грешность", а в личностном восприятии "перфекта" - превосходной формы бытия, даже не побоюсь сказать буквально - света!
ОтветитьУдалитьА вот в том, что меры и сроки у каждого - свои - это правда. Правда и то, что бывает нескольких жизней не хватит (во временном смысле этой фразы - не путать с реинкарнацией).
... И самое грустное. Другая реальность есть. Но то, что она у каждого своя - это уже уловка, побег от необходимости бунта в собственно-созданную молочно-кисельную персонифицированно-сказочную гавань...
...Увы... Когда для каждого из нас эта иная реальность наступит, слезы лить уже будет поздно.
Завжди все обмежується загальним текстом і гарними фразами. А чи є якісь методи, конкретні дії, щоб побачити, відчути, усвідомити... цю іншу реальність?
ОтветитьУдалитьІнша реальність - це щось краще чи гірше ніж є?
Це щось химерне чи реальне (можна фізично відчути)?
Одного знання про те, що щось є, напевно мало, повинно щось вказувати на його існування. Є такі речі?
Ви, особисто, бачите ЦЕ?
В цьому питанні доречні якісь поради? Якщо да, поділіться досвідом.
рудь ірина
•Только отрекаясь от того, что погибнет и должно погибнуть, от нашей животной личности, мы получаем нашу истинную жизнь, которая не погибает и не может погибнуть. (Толстой Л. Н.)
ОтветитьУдалить•Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире. (Бердяев Н. А.)
•Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь - это не зло. (Монтень М.)
•"Небытие" – не просто страх физической смерти, хотя, возможно, именно смерть является самым распространенным предметом и символом тревоги. Угроза небытия относится к религиозной и духовной сфере жизни, поскольку это есть страх перед бессмысленностью существования. (Мэй Р.)
•Созерцая ослепление и убожество человека перед лицом молчащей вселенной, человека, лишенного света, предоставленного самому себе, покинутого в этом уголке вселенной, не знающего, кто его сюда послал, зачем он тут находится или что будет с ним, когда он умрет, не способного ничего понять, – я начинаю содрогаться от страха. (Паскаль Б.)
Еще?!...
ОтветитьУдалитьНадзвичайно гарні фрази… чужих людей!
ОтветитьУдалитьВ яких випадках цитують когось – коли ти погоджуєшся з думкою, яка вже озвучена, чи коли немає що сказати від себе???
Толстой Л. Н., Бердяев Н. А., Монтень М. – ці люди вірили, що за межами цього світу є інший, судячи з наведених фраз. А почути хотілось - чи вірити особисто ви в це? Якщо ми будемо розглядати ту категорію людей, в яких таке знання є, чи принаймні вони допускають таке існування (інше життя, за межами нашого фізичного), то всі ці люди з цим знанням не народжуються, воно приходить в процесі життя, можливо це знання завжди живе всередині, але усвідомлення його настає пізніше. Хочеться знати, в який віковий період життя, людина знаходить це знання? При яких умовах, подіях, обставинах? Щоб знайти це, людина повинна пройти пустелю, просидіти місяць в пустій кімнаті, просто прочитати розумну книжку???… Знання з'являється одного прекрасного дня, коли людина прокидається, як білий аркуш паперу, і починає свій новий день як нове життя, чи після безсонної ночі, проведеної в роздумах??? Після нерозділеного кохання, якогось захоплення, відчуття ненависті, відчаю, глибокого болю, безмежної любові???...
Що людина повинна з собою зробити, щоб це зрозуміти???
Що простір повинен з нею зробити, щоб вона це зрозуміла???
Навіть, якщо це знання живе в кожному із нас.
Да, лично я верю каждому слову, которое пишу - иначе не вижу никакого смысла заниматься пустой беллетристикой. Другое дело - вы требуете невозможного: любой, выставивший личный опыт прохождения тернистого пути на всеобщее обозрение - занимается профанацией самого пути. Ответы на Ваши бесконечно правильные, с глубоким смыслом, вопросы - каждый постигает исключительно индивидуально. Поскольку идти приходится на цыпочках, и как говорил Микоян: "между капель". Однако в последующих статьях, я попытаюсь приоткрыть завесу в высветлении новых граней этой проблемы.
ОтветитьУдалитьТолько не ждите расжеванных рецептов - их не будет.
О чем говорит глубокая мысль Антона Павловича?
ОтветитьУдалитьНе думаю, что падший ангел захотевший одиночества в последствии остался им доволен. Может быть пребывая в аду (а еврейское "шеол", переводится как место удаленное от Бога) ему иногда хочется вернуться, но вот только гордость уже этого не позволяет. Впрочем нам этого не дано знать. Не дано нам также знать и ангельскую природу. Можно ли говорить что ангелы несовершенны, потому что всегда пребывают в Божьем свете? Как раз из этой фразы Чехова видно, что ангелу свойственна свобода (тоже по образу и подобию), иначе не смог бы он захотеть одиночества. Причем свобода не только мысли и желания, но и действия, поскольку он в итоге добился чего хотел. Другой вопрос принесло ли это ему счастье?
Кстати говоря, если вчитываться в текст книги Бытия, то получается что сотворен человек был не по образу и подобию, а только по образу. Надо полагать, что подобия человек должен достичь сам. Т.е. одна из целей человеческой жизни - стремление стать подобным Богу. Как говорил святой 4 века Игнатий Богоносец: "Бог стал человеком, чтобы человек смог стать богом".
В чем же заключается этот образ Божий в человеке, тоже не совсем ясно. Видимо в свободе, в способности к творчеству, в способности стать подобным Богу...
И едва ли стая "разъяренных псов" или "носители митр" способны отобрать у человека эту возможность.
Andre A.
Андрюша, начну с конца. Именно стая "разъяренных псов" и "носители митр" и отобрали эту возможность у Л.Н. Тостого после того, что он отважился своим личным неинституциональным взглядом прокомментировать Св. Евангелие. Это - уже история.
ОтветитьУдалитьЛ.Н.Толстой ("Толстовский листок" №6):
«То, что я отрекся от церкви, это совершенно справедливо. Но я отрекся от нее не потому, что я восстал на Господа, а, напротив, только потому, что я всеми силами души желал служить ему».
Для более полного ответа советую почитать «СОЕДИНЕНИЯ И ПЕРЕВОДА ЧЕТЫРЕХ ЕВАНГЕЛИЙ» Л.Н. ТОЛСТОГО.
Дальше, второй вопрос:
"Можно ли говорить что ангелы несовершенны, потому что всегда пребывают в Божьем свете?"
Ангелы несовершенны не потому, что они пребывают в Божьем свете (а здесь легко воспользоваться подменой понятий), а потому - что они лишены самой возможности Евхаристии (т.е. принятия Бога в себя)
Чувствуешь разницу?! Можно сколько угодно пребывать в Боге, но пребывать Богу в тебе - такая возможность ангелам, увы, не дана.
И это - единственная и главная причина их несовершенства.
И последнее, по поводу Шеола.
Согласно учения каббалистов, Бог, чтобы создать тьму расступился Сам в Себе. Поэтому "место удаленное от Бога" носит не прямой смысл, а переносный.
"Удаленное" настолько, насколько пожелала Его воля. Потому, падший ангел и не мог остаться довольным, заполучив желанное одиночество.