Instagram

понедельник, 28 декабря 2009 г.

АВАТАР. Мое мнение. (zoriy: авторская статья)

Со всех сторон друзья настойчиво рекомендовали посмотреть. Добиться вразумительного ответа на вопрос о впечатлениях было невозможно - звучало одно слово - охренеть...
Полагаясь на фонетические особенности русского языка, понимал - весь широкий спектр вызванных эмоций труднее охарактеризовать более удачно подобранным словом...
Первую половину фильма было почти скучно.
"Почти" - потому, что кроме действительно потрясающей картинки (бюджет фильма 340 млн. долларов - на сегодня- самый дорогой в истории кинематографа,- прим. автора), сюжет мало чем отличался от традиционной американской агитки. Правда, трехмерная компьютерная графика на широком экране кинозала буквально завораживала...

Но чем дальше, тем мне становилось грустно. Уже после просмотра, соединив воедино драматургические акценты сценариста (Джеймс Кемерон, он же режиссер, прим. автора), я остался восхищенным глубоким смыслом и знанием некоторых сокрытых от случайного взгляда вещей.
Самое потрясающее и невероятное в сюжете - это возникшая любовь между лучшей представительницей народа Нави, дочерью вождя и жрицы, - народа, имеющего не человеческую природу и некоего "гибрида, полученного путем соединения ДНК человека и ДНК жителя планеты Пандоры"(цитата с сайта avtr.com.ua).
Несколько слов о "природе" жителей Пандоры. Кроме внешних признаков, существенно более грубых с первого взгляда, эти существа обладали наиважнейшим качеством, которое прививалось человечеству от момента его создания, но - увы - так и не привилось. Еще в первых строках Ветхого Завета говорится о заповеди "шма" - "Слушай, Израиль!"
Заповедь "слышать" - превосходит все остальные заповеди, - благодаря только ей народ может быть богоизбранным и боговодимым. "Слышать" - это быть вовлеченным в сферы, более тонкие от грубой материи, но тем не менее формирующие будущее этого материального мира. Эта заповедь отличает святых, водимых свыше от обрядоверов, хранящих традицию.
К сожалению, в современном мире, практически утеряна...
... И вот неожиданный поворот - автор наделяет этим на первый взгляд малозначащим качеством - "слышания", "вслушивания" - вроде бы первобытных существ, которые уже научились жить в племени - некоем подобии общественного строя, но по своим повадкам, манерам и хищности больше напоминающим стаю диких зверей. Лейтмотивом через весь фильм звучит вопрос героини - "слышишь?!" и как совершенствование героя - вторится ответом: "слышу"...
Называя этот чуткий народ обезьянами, современная человеческая цивилизация в лице второстепенных героев фильма тем не менее с горечью констатирует: "а что мы им можем дать, кроме пива и джинсов?!"
Постепенно перестраивая приоритеты, Джек задумывается - какая из двух проводимых им жизней более реальная - в чужом теле аватара, где он научился прислушиваться к внутреннему и управлять тварями сообразно гармонии между всеми живыми существами или в искалеченном войной человеческом теле капрала, с парализованными ногами и еще больше - с парализованной условностями общественного строя душой?!
И он все больше обращается к созданному учеными для него миру - миру реальному за границей скафандра, но миру сказочному для подключенному в систему донора интеллекта.
И вот здесь возникает настоящая трагедия.
Кто из них двоих полюбил дочь вождя?! И самое главное - кого из них двоих - аватара или морского пехотинца Джека Салли - полюбила она?!
Наивным было бы полагать, что ее ввело в заблуждение совершенное, выращенное в лабораторных условиях, тело гомункула, - она слишком тонка, чутка и взыскательна. Но ее пленило человеческое сердце, способное проявить себя через внешне грубую физиологию нового тела, впрочем - для нее естественную. Это невероятное открытие и принесло решающую победу. Человек в этом фильме, что традиционно для американского кинематографа, показан в диаметрально противоположных гранях - от бессердечного, жестокого и алчного, до героя всех времен и народов. И этот герой - стал героем ее сердца.
Но...
У него - другая природа. Они живут в разных мирах - они даже не могут дышать одним воздухом. И этот вопрос шире преодоления социума, комплексов и привычных нашему сознанию трагедий. Природу невозможно поменять, через голову не прыгнешь...
Честно говоря, зная, что мы платим всегда за happy end, весь остаток фильма я терялся в догадках о том, как режиссер разрешит эту загадку. И он "провернул" это блестяще, соблюдая все законы жанра, подготовив аналогичной ситуацией с профессоршой, - он просто взял и поменял герою природу навсегда.
Просто?!
Это отдельная история, очень глубокая. Народ Нави верил в чудодейственную силу матери-земли и в волшебное дерево, через которое можно услышать голоса предков. В единой гармоничной молитве, сопровождающей ритуалы жрицы он (народ) пытался вернуть к жизни тяжело раненную профессоршу в тело ее аватара. Но одной веры было недостаточно для того, чтобы изменилась природа. Человек так и умер человеком.
Но любовь творит чудеса. В последней записи в видеодневнике капрал Салли говорит, что спешит на свой день рождения. Не правда ли, потрясающе?!
Если бы все человечество на смертном одре спешило не умереть, а родиться - оно бы и отведенные годы проводило бы иначе! Тема неизбежной смерти - увы - отравила своим ядом многие светлые души, неспособные проломить скорлупу своей унаследованной от природы оболочки.
Но в кино - в каждой сказке есть доля сказки - чудо произошло. Человек пожертвовал своей человеческой природой, в которой он не обрел ни мира, ни покоя, ни любви - ради социума, внешне находящегося на более низкой ступени развития.
Когда спросили профессора Толкиена о героях его романов "Властелин колец", тот с возмущением ответил: "Неужели вы думаете, что я это все мог придумать?!"
Повторюсь: в каждой сказке есть доля сказки.
В заключение - для скептиков (впрочем - всех нас), которые гиганскими бульдозерами решают проехаться по священному светящемуся дереву народа Нави, усмехаясь в глубине души над примитивными архаическими ритуалами несознательных первобытных существ, наделяющих обычное дерево сверхъестественной силой, напомню, что совсем скоро в наших христианских домах украсят новогодние елки, развешают на них игрушки и фонарики, - мы будем водить вокруг них хороводы, загадывать желания, мечтать о новых свершениях, а утром, как в детстве, поеживаясь от холода, босиком, будем бежать из своих спален и заглядывать под эту самую елку, до последнего надеясь, что нас ждет под ней подарок, что нас ждет маленькое свершившееся чудо...

2 комментария:

  1. Красиво!
    Я в несовершенстве владеть русский язык, но я думать, что женщина профессор нельзя называть профессорша (врача - врачиссорша, учителя - учительша)
    С уважением Лю Тинь

    ОтветитьУдалить
  2. Не обязательно владеть в совершенстве русский язык, чтобы понять, что слово "профессорша" относится к разговорному жанру и в отличие от врачиссорша и учительша - широко применяется в литературе и публицистике.

    ОтветитьУдалить