Instagram

13.03.2017

Праведник нашей семьи Меер Немиченицер. День памяти.

Сегодня, 15 Адар (5767), день памяти праведника Михаила Немиченицера מאיר בן הערש (Меер бен Герш), 19.07.1914 – 05.03.2007 (похоронен в СПб). Будучи гражданским инженером снабжения, ему была поручена в годы войны эвакуация военного имущества из Винницы. Пользуясь возможностью, он постарался вывезти из города всех родственников: близких и дальних. Так была спасена моя прабабушка Анна Зильбершер с дочерью Полей, родители моего дедушки Мики (пока тот был на фронте), Золман и Софья Лехтер, и много других семей. Рассказывают случай, когда дядя Миша вылавливал по чердакам какого-то мальчишку – тот не хотел уезжать. Моя бабушка Поля заканчивала мединститут уже в эвакуации в Средней Азии - туда же был эвакуирован и ленинградский ВУЗ. Как любила шутить бабушка: закончила ленинградский мединститут, при том, что никогда не была в Ленинграде.

Моя семья обязана этому человеку жизнью.
Сегодня по традиции зажигают свечу и читают строки из Псалма 119 по буквам имени Меер: 97-104, 1-8, 73-80, 153-160.

Отец дяди Миши, Герш бен Меер Немиченицер (юрцайт 16 Элул 5722), был кровельщиком , человеком верующий - он следил за соблюдением еврейских канонов всей обширной семьи, именно он перекрывал крышу в синагоге в Виннице по ул. Соборная, 62. Мать дяди Миши - Блюма Зильбершер (юрцайт 19 ияр 5721), родная сестра моей прабабушки Анны (юрцайт 23 Ияр 5739). Отец его жены Хаи (юрцайт 27 Тевет 5731), Элюким бен Лейб Бейниш, элекрифицировал ту же синагогу. Оба мастера денег за свою работу не брали - это была их цдака для города, в котором они жили.


Надо понимать, что Советская власть эвакуацией мирного населения фактически не занималась. Уезжали те, у кого были либо возможности, либо деньги. Так мою бабушку Дору (юрцайт 17 Сиван 5739), мать моего отца, пока дед был на фронте, а также обширную родню из Брацлава, на свои собственные средства вывез её отец, мой прадед, рав Авроом бен реб Довид а-коген Уманский (юрцайт 7 Элул 5716). К большой скорби, вывезти он смог не всех. Так моя прабабушка (по отцу) Бейла с дочерью Чарной и внуками: Изей, Миреле, Ароном, Ындой (с детьми), - все погибли в концлагере «Мёртвая петля» в с.Печоры Винницкой области. Племянница деда Дувыда Файна, Хая Павловская, погибла от рук украинских полицаев: беременную её утопили в проруби на р. Южный Буг.

В самой Виннице, в Пятничанском лесу, в братских могилах лежит мой прадед по маме, Ицхак Мойше бен Генех Лехтер. Его расстреляли 6 Ияр 5702 (23.04.1942). Там же лежат бабушка с дедушкой и сестрой моего дяди Соломона – Сура, Шлойма и Рая Малиц.

Через месяц, в апреле 2017, будет 75-летняя годовщина памяти тех ужасных событий в Виннице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий