Instagram

четверг, 9 сентября 2010 г.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ФОТОВЫСТАВКА "ВОСТОК: ВЕТЕР И ЛЮДИ" (Пресс-релиз)






Персональная выставка заслуженного деятеля искусств Украины
Зория ФАЙНА
-
Винницкий областной художественный музей (ул. Соборная, 21 т. 35-20-25)
-

23.09.2010 (15.00) — 05.10.2010
-

В экспозиции представлено 60 работ автора, выполненных в 2010 г. в четырех странах: Израиле, Египте, Марокко и Палестине. 11 из них сняты с помощью инфракрасного фотоаппарата. Выставка не носит традиционный для автора суто пейзажный характер – наоборот — ярко выраженная социальная направленность, подчеркнутая восточными портретами и жанровыми сценами, лишь дополняется колоритом пейзажа. Эта выставка как бы соединяет в себе социальную тему с тем пространственным миром, в котором живут герои сюжетов автора.

Выбор данных четырех стран не случаен. Это – не просто разные культуры, сложившиеся вековые традиции, — это, в принципе, разные, непересекающиеся миры. Что же их объединяет?

Сложная задача стояла перед автором изначально — не ограничиваться средой одного государства, но попытаться — наоборот, среди планетарно далеких систем вычленить родственное, свойственное им мироощущение. Смысловой акцент экспозиции сделан на присутствие «пустыни» - темы, горячо любимой автором и довольно широко высветляемой в его публицистических материалах. Пустыня – есть неотъемлемая составляющая жизненного мировоззрения востока: его дыхание, его мудрость, - некий надмирный балансирующий элемент, вобравший себя одновременно и превечный мир и нескончаемую войну…

Галерея выставлена в Интернете по адресу: http://fine.com.ua/rus/fotografi/zorii_fain/vistavki/vostok/

Фрагмент авторской статьи З.Файна «Ночь в Африке»

«… Теплая январская ночь. Тонкая колыбелька месяца появляется то там, то тут и в итоге непривычно повисла лодочкой над головой. Сижу на террасе, вслушиваясь в гул проходящего неподалеку шоссе, и жду, когда запоет мулла. Жду, когда остановится мир. А где-то с другого края ему завторит другой, потом - третий. Их голоса вроде диссонируют друг с другом, но в этой нестройной песне постепенно начинаешь слышать слаженность и красоту замысловатого мотива… Как порой не хватает – дома, в снегах - этой жалобной монотонной речитации, без тени напряжения, грустной и надмирной, - и кажется – вся пустыня на горизонте вслушивается в этих непонятные звуки…
… Пустыня здесь особая. Вглядываешься - все вокруг – и стройная башенка минарета, и прижимающиеся к земле глинобитные домики, - несут в себе этот красноватый оттенок ее песков, как бы из уважения, стремясь, ничем внешне не выделяться, что ли извиняясь перед своими прототипами-барханами…
… Привстав причудливыми формами восточной архитектуры из своего прообраза, город подставил свое молодое и беззащитное лицо ветру пустыни, ее особому посланнику, несущему ее дух, меняющему ее форму. Нигде на земле нет такого ветра, как здесь. Он не резок, но тверд, не холоден, и бодрящ. Он как будто разговаривает с тобой, не только вдыхая силу, но и нашептывая забытые тайны, из которых сплетена твоя душа…»



Фрагмент авторской статьи З.Файна «Пустыня»

«… Пустыня - это всегда движение. Не в узком, легко понятном смысле этого слова, - поскольку мы в состоянии оценить лишь то движение, которое происходит у нас на глазах. Но в той надмирной форме движения, когда внешне кажется, что травиночка не шелохнется, но в душе зреет новая форма бытия, когда твое преображение неощутимо никак, и только по сопровождающим чувствам ты едва улавливаешь вектор самого движения. Если в тебе рождается уныние - верный признак торможения - оно и неудивительно - невозможность сверхчеловеческих усилий в обыденной форме бытия приводит к той форме отчаяния, когда ему сопутствует лишь бессилие. Ты бы и рад двигать горы, но не для чего... И наоборот - вдруг эта внешняя пассивность приукрасится тихой радостью - вроде, - из ниоткуда - и ты понимаешь, - движение началось. Пустыня внутри тебя поменяла форму барханов и тебе так уютно перед неизведанностью завтрашнего дня, понимая, что ты войдешь в него преображенным. Каждый день нашего существования на вес золота. Даже, если внешне он не отличается от сотен равноценных дней, пусть - серых и нераскрашенных никакими переживаниями. Именно так, в безликой и необозримой пустыне рождается личность…»

Полный текст: http://zoriy.blogspot.com/2010/05/zoriy.html


Фрагменты авторской статьи З.Файна «Путешествие по Святой земле»

«… Земля обетованная — единственно описанный в священном писании земной плацдарм, где нужды живущих под солнцем обретали сакральный смысл (притчи), а воспетые мистицизмом места соприкосновения с Богом имеют вполне реальную географическую координату…»

«…Я много путешествую, но нигде не встречал более социализированного места религиозной распри, где сочтут за честь размозжить тебе голову во имя чистоты своего фрагмента вечности. И даже не важно, что двое из трех великих пророков: Муса и Иса – те же Моисей и Иисус, неважно, что речь идет о едином Боге, вне противоречий - чистота «блюдения» традиции превыше желания докопаться до эсхатологической истины…»

«… Я долго думал об Иерусалиме, почему придается огромное значение «святому городу» – «раю на земле». Даже его арабское название «Эль-Кудс» переводится, как «святой». Трудно представить, что в этой клоаке святости хоть на грамм больше, чем в любой другой точке земного шара. Почему рай олицетворяется не с какими-то садами, местами уединения и буйствующей природы, а именно с городом? Потому, что в городе нужно еще научиться жить. В городе с заявкой на святость – надо проявить себя в социуме среди равных, стремящихся к святости, — речь идет о потенциальной возможности коллективно, соборно обрести святость. Это очень высокая планка для человечества. Пока что – запредельно высокая…»

Полный текст: http://zoriy.blogspot.com/2010/03/blog-post_2093.html

Полностью просмотреть галерею: http://fine.com.ua/rus/fotografi/zorii_fain/vistavki/vostok/

Комментариев нет:

Отправить комментарий