Instagram

26.09.2010

Невербальное непонимание (zoriy: авторская статья)

Спасибо организаторам за прекрасные концерты на Винницком джазовом фестивале, который радует горожан уже 15  лет!

Бездарная переводчица так и не дала возможности нормально пообщаться с музыкантами после концертов.Слова "атональность" и "увеличенное трезвучие" вызывали у нее тихий ужас, а все владение своей профессией сводилось к фразе "Спасибо за теплый прием - приезжайте еще".



А ведь поговорить было о чем. Казавшееся вначале обкуренным выступление не попадавшей в ноты Сиенны Дален, постепенно, к концу программы приобретало все более очерченные и ритмически и гармонически формы - переломным оказалось предпоследнее произведение, ломаный неметричный ритм которого вербализовался привычному слуху вполне диатонически направленными увеличенными трезвучиями, а в последней импровизации - вообще тонко и изысканно свелся с натуральному мажору - на чем и триумфально закончили.

Вспомнились, по случаю, слова Карла Орфа, имевшего неосторожность присутствовать на репетиции Шенберга. "Я вас умоляю! - обратился он к музыкантам, - дайте чистое до-мажорное трезвучие, чтобы я смог спокойно уснуть!"

Этим "чистым" мажоро-минором нас порадовал следующий исполнитель - яркий, харизматический иранец Шахаб Толуи. Внешность - благородный шайтан, взгляд молодого Омара Хайамы - хоть портреты пиши! Эх, хорошо что рука не потянулась за фотоаппаратом - зязь!
Мы сидели с коллегой - кандидатом наук - и перемигивались в предвкушении обещанного суто персидского танца дервишей под головокружительные ритмы фламенко...

...Ну и насмеялись же мы. Кого только не преподносило нам наше извращенное вымуштрованной школой теоретическое сознание: вначале слабые интонации из песен Иосифа Давидовича, затем Бюль-бюль оглы с Кикабидзе, иногда  "Постой, паровоз...", а на бис - вообще "Голубой вагон" с интонациями Магомаева...

Это не смешно. Ровные до тошноты квадраты. Тоника-субдоминанта-тоника.
-О! - как дети радовались мы: фригийский! - Та нет! - Дважды гармонический мажор!
Прямо "Влтава" Сметаны под цыганские гитары!

- Скажите, спрашиваю я, - у вас есть музыкальное образование?
-  Нет. Но мы играем на интуиции.
- Почему вы играете суто европейскую форму, слегка расцвеченную псевдовосточной мелодикой?
- (не понимание)
- По-другому: почему все ваши формы квадратны? Где восточная метрика?
- (не понимание)

С переводчицы капает пот. Она решила взять реванш и высмеять интервьюирующего. Кто научил этих девочек вносить личностный аспект? Но публика была довольна. Публика не хотела чувствовать себя вне диалога или попросту не понимающей о чем речь.

По эту сторону камеры еле стоял на ногах заспанный оператор - мой старинный приятель, - он все это снимал, - взглядом и всем своим видом он выказывал желание поскорее отправиться домой. Наконец, он не выдержал:
- Я тебя убью!)
- Знаешь анекдот в тему? - ответил я, - на концерте скрипач пианисту шепчет: "Что вы играете?! Вы ушли вперед на 40 тактов!" - "Никому об этом не говорите, - последовал ответ, - я опаздываю на поезд!"

Эл Фостер просто потряс. Он не играл на ударных - он рисовал палочками, динамично касаясь ими палитры ударной установки. Никогда не слышал таких чувствительных, тонко отлаженных барабанов.
Его ритмика, порой непредсказуемая и непрекращающаяся синкопа, - яркими пятнами подчеркивали лишь одно - свободный художник - будучи великим - может позволить себе что угодно - все равно оно будет звучать!..

1 комментарий:

  1. и мне понравились концерты!) заворожило...
    а о переводчице - улыбнуло))))))

    ОтветитьУдалить