Instagram

четверг, 28 октября 2010 г.

ТВОРЧЕСТВО. (zoriy: авторская статья)

Творчество... Самое распостраненное и самое необъяснимое понятие человеческой деятельности. Одно время я жил в такой ситуации, когда мой начальник понимал, что день прожит не зря, если в стену вложен кирпич, но если ты сочинил пару строк - его безутешно мучал вопрос: чем ты весь день занимался?!



То есть, есть люди, которым это понять не дано. Но  творческие натуры часто этим спекулируют - не дано, мол, дерзать, - оставь при себе свои убогие 5 коп. - "Ремесленник!!"
(Последнее дожно быть сказано с особым сарказмом).


... Несколько дней назад я сидел в жюри студенческого конкурса талантов. Меня поражали и актерское мастерство, и владение музыкальными инструментами, и танцы. Причем передо мной были медики, инженеры и аграрии. Я невольно задавался вопросом: зачем тогда нужны профессионалы?!
Найденный ответ навел на меня грусть...

На сцене парень исполнял песню собственного сочинения. Безхитростную простую песню. Видно было невооруженным глазом, что он рад, что плоды своего творчества он имеет возможность передать (распространить) другим: свои переживания, эмоции...

... Значит, творчество особо ценно, когда находит своего зрителя (слушателя, почитателя)?

Не совсем так. Как тогда объяснить миллионы неопубликованных опусов, которые их авторы сознательно кладут в стол? Взять к примеру скромного органиста Иоганна Себастьяна Баха. Если бы не рывшийся в старых рукописях на чердаке спустя сотню лет Феликс Мендельсон - от мира вообще остался бы сокрытым великий гений!..

...Но вернемся к студенту, с его песней. Теперь главный вопрос: что отличает его, знающего какие-то азы музыкальной теории, гармонии и формы от, например, меня - профессионального композитора?..
... Хотите правду?

... В отличие от него - я знаю: где, когда, в какое время и в каком месте заставить вас плакать, смеяться, собирать вещи; когда защемит сердце - при чем в какой из культур оно не просто защемит, а хлынут слезы. Я знаю, как держать мертвой хваткой слушателя за горло, не давая ему времени даже на вздох, или наоборот- разрешить ему расслабиться, успокоиться...
Я - властелин ваших чувств. Я - профессионал. Я знаю, когда выпускать ползучие, втирающиеся в доверие скрипки, а когда спускать с цепи гавкающие тромбоны. Я проедусь по вашим ушам телегой из литавр и заставлю полумертвых нервно подергиваться в такт фаготам. Я пожалуюсь на жизнь томной виолончелью и тут же все высмею вместе с вами кларнетами... Я знаю, как это сделать!

Теперь представьте - какие чудовищные манипуляции с нашим доверчивым подсознанием творят профессионалы своего дела: художники, литераторы, музыканты?!

К большому сожалению, - это и есть главная цель творчества: оказать влияние на другого. Причем, не просто влияние - а навязать ему свой образ, свое видение, свой мир.

А если этот мир не чист?!

Если в нем много скрытой паранойи, комплексов, страхов?!

Значит мы, как покорные зрители все это "пережуем" на концертах, в галереях, на вернисажах...
Хорошо бы если "пережуем" да "выплюнем". Но нет же...

Не приходилось ли вам возвращаться с больной головой после трехчасовой экскурсии по Пушкинскому, Третьяковке, Эрмитажу?!

Каждая вещь - словно из Кунсткамеры - каждый мазок, каждое лицо, смотрящее на тебя из черной глубины классического портрета - это отдельный, сложный, порой довольно скверный мир.
Силой и властью художника-профессионала этот мир остался навечно пригвожденным к холсту, статуе, барельефу...

... Копнем глубже... Сюжеты античности? - Войны, разврат, утехи. Мир чувственности и языческой вседозволенности. Почему? Потому, что - "как боги".
(подробнее смотреть об этом в моей другой статье)

Вакханалия на Олимпе - вакханалия на земле...

... А каковы сюжеты русских живописцев?
"Боярыня Морозова" Сурикова, "Княжна Тараканова" Флавицкого - война церквей.
"Не равный брак" Пукирева, "Сватовство майора" Федотова - война нравов.
"Апофеоз войны", "Побежденные. Панихида" Верещагина, - война, война, война...
А вы видели портрет Христа кисти Николая Ге?!
А Христа в Гефсимании Перова?!
А Христа в пустыне Крамского?!


Русские художники, драматурги, поэты, - это живой натянутый нерв. Они компенсировали в своем творчестве отсутствие справедливости в социуме. Их творчество - это трибуна. Чтобы помнили, чтобы знали ...

Конечно, не каждый из них мог размахивать знаменем, свободой зовя на баррикады, как Делакруа, иногда мягкость бывает не менее убедительной. Но часто мягкость отвергнута... из-за ошибки во времени.
Так и Александр Иванов, когда законченное им спустя 20 лет работы 7,5-метровое полотно "Явление Христа народу" (1837-1857) он явил, наконец, русскому зрителю, - сменилась эпоха.
И остался он - и непонятым и не в удел...

Так что же такое творчество?
Зуд, который мучает ночами слабонервных и плохо стоящих на ногах, как в одноименном романе Эмиля Золя?!
Мечта, гонящая вон из душного обывательского мирка, как пишет Арчибальд Кронин?!

Нет ответа на этот вопрос... Никто меня не осудит за то, что я в своей музыке могу хитро применить все свои фишки. Вопрос в другом - хочу ли я сам этого?!

Имею ли я право на подобную спекулятивность?!

Этот вопрос должен задать себе каждый - причем - прежде, чем развернет пергамент и обмакнет свое перо в чернильницу...