Творчество... Самое распостраненное и самое необъяснимое понятие человеческой деятельности. Одно время я жил в такой ситуации, когда мой начальник понимал, что день прожит не зря, если в стену вложен кирпич, но если ты сочинил пару строк - его безутешно мучал вопрос: чем ты весь день занимался?!
То есть, есть люди, которым это понять не дано. Но творческие натуры часто этим спекулируют - не дано, мол, дерзать, - оставь при себе свои убогие 5 коп. - "Ремесленник!!"
(Последнее дожно быть сказано с особым сарказмом).
... Несколько дней назад я сидел в жюри студенческого конкурса талантов. Меня поражали и актерское мастерство, и владение музыкальными инструментами, и танцы. Причем передо мной были медики, инженеры и аграрии. Я невольно задавался вопросом: зачем тогда нужны профессионалы?!
Найденный ответ навел на меня грусть...
На сцене парень исполнял песню собственного сочинения. Безхитростную простую песню. Видно было невооруженным глазом, что он рад, что плоды своего творчества он имеет возможность передать (распространить) другим: свои переживания, эмоции...
... Значит, творчество особо ценно, когда находит своего зрителя (слушателя, почитателя)?
Не совсем так. Как тогда объяснить миллионы неопубликованных опусов, которые их авторы сознательно кладут в стол? Взять к примеру скромного органиста Иоганна Себастьяна Баха. Если бы не рывшийся в старых рукописях на чердаке спустя сотню лет Феликс Мендельсон - от мира вообще остался бы сокрытым великий гений!..
...Но вернемся к студенту, с его песней. Теперь главный вопрос: что отличает его, знающего какие-то азы музыкальной теории, гармонии и формы от, например, меня - профессионального композитора?..
... Хотите правду?
... В отличие от него - я знаю: где, когда, в какое время и в каком месте заставить вас плакать, смеяться, собирать вещи; когда защемит сердце - при чем в какой из культур оно не просто защемит, а хлынут слезы. Я знаю, как держать мертвой хваткой слушателя за горло, не давая ему времени даже на вздох, или наоборот- разрешить ему расслабиться, успокоиться...
Я - властелин ваших чувств. Я - профессионал. Я знаю, когда выпускать ползучие, втирающиеся в доверие скрипки, а когда спускать с цепи гавкающие тромбоны. Я проедусь по вашим ушам телегой из литавр и заставлю полумертвых нервно подергиваться в такт фаготам. Я пожалуюсь на жизнь томной виолончелью и тут же все высмею вместе с вами кларнетами... Я знаю, как это сделать!
Теперь представьте - какие чудовищные манипуляции с нашим доверчивым подсознанием творят профессионалы своего дела: художники, литераторы, музыканты?!
К большому сожалению, - это и есть главная цель творчества: оказать влияние на другого. Причем, не просто влияние - а навязать ему свой образ, свое видение, свой мир.
А если этот мир не чист?!
Если в нем много скрытой паранойи, комплексов, страхов?!
Значит мы, как покорные зрители все это "пережуем" на концертах, в галереях, на вернисажах...
Хорошо бы если "пережуем" да "выплюнем". Но нет же...
Не приходилось ли вам возвращаться с больной головой после трехчасовой экскурсии по Пушкинскому, Третьяковке, Эрмитажу?!
Каждая вещь - словно из Кунсткамеры - каждый мазок, каждое лицо, смотрящее на тебя из черной глубины классического портрета - это отдельный, сложный, порой довольно скверный мир.
Силой и властью художника-профессионала этот мир остался навечно пригвожденным к холсту, статуе, барельефу...
... Копнем глубже... Сюжеты античности? - Войны, разврат, утехи. Мир чувственности и языческой вседозволенности. Почему? Потому, что - "как боги".
(подробнее смотреть об этом в моей другой статье)
Вакханалия на Олимпе - вакханалия на земле...
... А каковы сюжеты русских живописцев?
"Боярыня Морозова" Сурикова, "Княжна Тараканова" Флавицкого - война церквей.
"Не равный брак" Пукирева, "Сватовство майора" Федотова - война нравов.
"Апофеоз войны", "Побежденные. Панихида" Верещагина, - война, война, война...
А вы видели портрет Христа кисти Николая Ге?!
А Христа в Гефсимании Перова?!
А Христа в пустыне Крамского?!
Русские художники, драматурги, поэты, - это живой натянутый нерв. Они компенсировали в своем творчестве отсутствие справедливости в социуме. Их творчество - это трибуна. Чтобы помнили, чтобы знали ...
Конечно, не каждый из них мог размахивать знаменем, свободой зовя на баррикады, как Делакруа, иногда мягкость бывает не менее убедительной. Но часто мягкость отвергнута... из-за ошибки во времени.
Так и Александр Иванов, когда законченное им спустя 20 лет работы 7,5-метровое полотно "Явление Христа народу" (1837-1857) он явил, наконец, русскому зрителю, - сменилась эпоха.
И остался он - и непонятым и не в удел...
Так что же такое творчество?
Зуд, который мучает ночами слабонервных и плохо стоящих на ногах, как в одноименном романе Эмиля Золя?!
Мечта, гонящая вон из душного обывательского мирка, как пишет Арчибальд Кронин?!
Нет ответа на этот вопрос... Никто меня не осудит за то, что я в своей музыке могу хитро применить все свои фишки. Вопрос в другом - хочу ли я сам этого?!
Имею ли я право на подобную спекулятивность?!
Этот вопрос должен задать себе каждый - причем - прежде, чем развернет пергамент и обмакнет свое перо в чернильницу...
То есть, есть люди, которым это понять не дано. Но творческие натуры часто этим спекулируют - не дано, мол, дерзать, - оставь при себе свои убогие 5 коп. - "Ремесленник!!"
(Последнее дожно быть сказано с особым сарказмом).
... Несколько дней назад я сидел в жюри студенческого конкурса талантов. Меня поражали и актерское мастерство, и владение музыкальными инструментами, и танцы. Причем передо мной были медики, инженеры и аграрии. Я невольно задавался вопросом: зачем тогда нужны профессионалы?!
Найденный ответ навел на меня грусть...
На сцене парень исполнял песню собственного сочинения. Безхитростную простую песню. Видно было невооруженным глазом, что он рад, что плоды своего творчества он имеет возможность передать (распространить) другим: свои переживания, эмоции...
... Значит, творчество особо ценно, когда находит своего зрителя (слушателя, почитателя)?
Не совсем так. Как тогда объяснить миллионы неопубликованных опусов, которые их авторы сознательно кладут в стол? Взять к примеру скромного органиста Иоганна Себастьяна Баха. Если бы не рывшийся в старых рукописях на чердаке спустя сотню лет Феликс Мендельсон - от мира вообще остался бы сокрытым великий гений!..
...Но вернемся к студенту, с его песней. Теперь главный вопрос: что отличает его, знающего какие-то азы музыкальной теории, гармонии и формы от, например, меня - профессионального композитора?..
... Хотите правду?
... В отличие от него - я знаю: где, когда, в какое время и в каком месте заставить вас плакать, смеяться, собирать вещи; когда защемит сердце - при чем в какой из культур оно не просто защемит, а хлынут слезы. Я знаю, как держать мертвой хваткой слушателя за горло, не давая ему времени даже на вздох, или наоборот- разрешить ему расслабиться, успокоиться...
Я - властелин ваших чувств. Я - профессионал. Я знаю, когда выпускать ползучие, втирающиеся в доверие скрипки, а когда спускать с цепи гавкающие тромбоны. Я проедусь по вашим ушам телегой из литавр и заставлю полумертвых нервно подергиваться в такт фаготам. Я пожалуюсь на жизнь томной виолончелью и тут же все высмею вместе с вами кларнетами... Я знаю, как это сделать!
Теперь представьте - какие чудовищные манипуляции с нашим доверчивым подсознанием творят профессионалы своего дела: художники, литераторы, музыканты?!
К большому сожалению, - это и есть главная цель творчества: оказать влияние на другого. Причем, не просто влияние - а навязать ему свой образ, свое видение, свой мир.
А если этот мир не чист?!
Если в нем много скрытой паранойи, комплексов, страхов?!
Значит мы, как покорные зрители все это "пережуем" на концертах, в галереях, на вернисажах...
Хорошо бы если "пережуем" да "выплюнем". Но нет же...
Не приходилось ли вам возвращаться с больной головой после трехчасовой экскурсии по Пушкинскому, Третьяковке, Эрмитажу?!
Каждая вещь - словно из Кунсткамеры - каждый мазок, каждое лицо, смотрящее на тебя из черной глубины классического портрета - это отдельный, сложный, порой довольно скверный мир.
Силой и властью художника-профессионала этот мир остался навечно пригвожденным к холсту, статуе, барельефу...
... Копнем глубже... Сюжеты античности? - Войны, разврат, утехи. Мир чувственности и языческой вседозволенности. Почему? Потому, что - "как боги".
(подробнее смотреть об этом в моей другой статье)
Вакханалия на Олимпе - вакханалия на земле...
... А каковы сюжеты русских живописцев?
"Боярыня Морозова" Сурикова, "Княжна Тараканова" Флавицкого - война церквей.
"Не равный брак" Пукирева, "Сватовство майора" Федотова - война нравов.
"Апофеоз войны", "Побежденные. Панихида" Верещагина, - война, война, война...
А вы видели портрет Христа кисти Николая Ге?!
А Христа в Гефсимании Перова?!
А Христа в пустыне Крамского?!
Русские художники, драматурги, поэты, - это живой натянутый нерв. Они компенсировали в своем творчестве отсутствие справедливости в социуме. Их творчество - это трибуна. Чтобы помнили, чтобы знали ...
Конечно, не каждый из них мог размахивать знаменем, свободой зовя на баррикады, как Делакруа, иногда мягкость бывает не менее убедительной. Но часто мягкость отвергнута... из-за ошибки во времени.
Так и Александр Иванов, когда законченное им спустя 20 лет работы 7,5-метровое полотно "Явление Христа народу" (1837-1857) он явил, наконец, русскому зрителю, - сменилась эпоха.
И остался он - и непонятым и не в удел...
Так что же такое творчество?
Зуд, который мучает ночами слабонервных и плохо стоящих на ногах, как в одноименном романе Эмиля Золя?!
Мечта, гонящая вон из душного обывательского мирка, как пишет Арчибальд Кронин?!
Нет ответа на этот вопрос... Никто меня не осудит за то, что я в своей музыке могу хитро применить все свои фишки. Вопрос в другом - хочу ли я сам этого?!
Имею ли я право на подобную спекулятивность?!
Этот вопрос должен задать себе каждый - причем - прежде, чем развернет пергамент и обмакнет свое перо в чернильницу...
Очень понравилось , каждый раз жду от Вас что то новое и интересное )))
ОтветитьУдалитьЗачиталась и глубоко прониклась...
ОтветитьУдалитьТолько вот меня теперь другой вопрос интересует....а если бы не существовало творчества?? что тогда?
Творчество - это самовыражение... в поисках себя и постижении сути...
ОтветитьУдалитьИ, наверное, произведение, как дитя человека и человеческий ребенок, обладает телом, вложенным в него духом и душой..., а "повзрослев", живет самостоятельной жизнью...
Жизнь и совершенство произведения зависит от гармоничного сочетания трех составляющих и их размера...
Может быть, поэтому профессионал, занимающийся спекуляцией и развивающий "культ тела", обманывает прежде всего себя... Парень, исполняющий безхитростную песню и вложивший в нее свои искренние эмоции и чувства, вызывает отклик...
И понятна "избранность" профессионала, ибо только он может перешагнуть границу, "дальше которой идти как бы и нельзя"...
Статья заинтересовала и понравилась, как всегда. Но она написана Вами с позиции композитора, художника, поэта. А мне творчество представляется, как своего рода отношения между творцом и зрителем , слушателем... Так же, как и в отношениях, мы сами выбираем, с кем нам общаться, так и сами мы выбираем, чьим творчеством нам наслаждаться, так же, как и в общении, мы можем разочароваться в том, с кем поначалу с удовольствием общались и наоборот, увидеть что то новое в том, с кем поначалу было не очень интересно..Кто не переживал таких моментов- бывает , читаешь книгу и понимаешь, что не одинок- автор описывает твои переживания, или слышишь музыку, и становится светлее на душе, а бывает, все окружающие от произведения в восторге, а твоя душа его не принимает, и все тут… Другое дело, когда нам навязывают чье либо творчество- в школе, рекламой или каким- то другим способом. Но это уже НАШ ВЫБОР- искать что-то созвучное нашим мыслям, ощущениям или читать, слушать, смотреть то, что модно, популярно, и т.д. И так же, как в отношениях, не бывает виноватой или ответственной только одна сторона, так и в творчестве зритель или слушатель является равноправной половиной . А когда произведение является «скверным миром» -это уже на совести зрителя, увидит он это, или нет. А может он увидит эту скверность и в себе, а благодаря этому , попробует быть чище? (хотя, я, как всегда, слишком оптимистично смотрю на мир:))… В общем –то я просто хотела сказать, что ответственность лежит на всех нас, а написала , целую страницу…ну, просто тема затронула… С уважением,Алие.
ОтветитьУдалитьМне кажется,что профи ещё труднее, ему труднее в том плане, что аудитория его слушателей, читателей и т.д. немногочисленна. Поэтому влияет он только на определённое количество людей, а не на массы.Массе наплевать на его творчество,им подавай два прихлопа, два притопа.Он влияет только на круг избранных и на них он оказывает несомненно огромное влияние, поэтому несёт ответственность колоссальную!Но...мне кажется, просто профи становится властелином сознания тогда, когда его творчество выходит за эти узкие рамки и становится близким и понятным общей массе людей.Что нужно для этого триумфального признания я не знаю...Наверное внутреннее наполнение его творчества чем то свыше, божьей искрой,просветлением и т. д... Я видела людей, далеких от искусства,но восхищающихся искренне кичевыми, как бы это сейчас назвали произведениями,картинами всеми признанных художников.А например, картинами в других стилях,модными среди узкой категории эстэтов и тоже отличными по исполнению, не менее талантливыми работами - нет.Глаза пусты...Реакции никакой.Так в чём же дело? Помогите разобраться? Где эта грань? Когда произведение искусства переходит в этот всеми почитаемый и воспринимаемый разряд? Благодаря чему душа любого зрителя,слушателя отвечает,сопереживает и признаёт шедевром произведение искусства?
ОтветитьУдалитьДа... статья заставляет задуматься, цепляет. Мы все действительно живем во власти иллюзий. Мало у кого есть свое собственное мнение. С развитием современного телевидения, интернета, человек все менее подвержен развитию своей души. Спросите, кто сейчас читает.. А ведь когда-то это все очень развивало людей. Но все ж таки, во все времена люди были зависимы друг от друга, от мнения талантов, от мнения известных, и просто друзей, родных. Те же, кто иногда вырывался из этого круга, считался неординарной личностью - иногда вызывающей восхищение, иногда презираемый другими, или вызывающий ненависть и зависть.
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью, написано лаконично и талантливо.
Алла.
Любое произведение художника с его огромнейшим потенциалом как профессионала и гораздо большими, но все же ограниченными возможностями в познании сути..., помогает нам понять мир и себя и,безусловно, "воспитывает" наш вкус..., иногда на контрастах...
ОтветитьУдалить... А языческую вседозволенность с миром чувственности я все-таки не объединяла бы...
Этот вызов Вам.... Чувственность (в лучшем смысле этого слова) - это ваша ОСОБЕННОСТЬ и Ваша СИЛА - Я бы связала их с поэтичностью и лирикой Ваших покаряющих пейзажей, уже не говорю о женских портретах !!!!!!!!!!!!!!!!!!! Вы видите такие чувства и эмоции, на которые мы оборачиваемся и "ловимся в сети"... Может быть это специфика вашей профессии, когда находишься в зоне постоянного женского внимания и необходима постоянная дистанция....
ОтветитьУдалитьНо если бы у вас этого не было, Вы бы этого не видели...!!!!!!!
"Однажды, в бытность свою учеником Петербургской Императорской Академии художеств Иван Крамской нарисовал человека, читающего Евангелие. Профессор похвалил работу, а потом молодой художник показал ее случайно забредшему старику офене (разносчику товара, коробейнику). Тому совершенно не понравилось: «Света на лице его нет. Почём я знаю, может, это он песенник от скуки раскрыл и разбирает. Ты, может, обличье-то и нарисовал, а душу забыл…» - «Господи, да как же душу-то рисовать?» - «А это уж твоё дело, не моё…».
ОтветитьУдалить...Постепенно друзья стали замечать, что и без того худое лицо Крамского ещё больше осунулось, побледнело, в глазах появился лихорадочный нездоровый блеск. Он почти уже не ходил по выставке, все больше сидел в углу, опустив на колени усталые натруженные руки… Иван Николаевич продолжал улавливать обрывки фраз, но смысла их уже не разбирал… Где-то, почти над самым ухом забасил Стасов: «Это жестокая ошибка – изображение Христа затруднённого! Нет! Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова!». «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич! – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. – Здесь выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу и совершенной решимости бороться с ним. Христос поглощён Своею наступающей деятельностью, Он перебирает в голове всё, что Он скажет презренному и несчастному люду… Друг мой, как вы нашли такой образ». «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Мирового масштаба герой требует и подобной картины… Много нужно мне теперь докторов и времени, чтобы унять сплошные стоны и необъятные страдания. Только думаю, что и стоны и страдания останутся со мной, и нет им исхода… И вы и я, вероятно, не одиноки… есть много душ и сердец, находящихся в мятеже… Ужасное время, страшное время! Нет места в человеческом сердце, которое бы не болело, нет чувства, которое бы не было самым дерзким образом осмеяно! Скверная штука жизнь!».
privet!prohitala tvou statu, neskolko raz, BRAVO! hem otlihaetza prostoi rabotnik, kotorui imeet talant spet xoroho pesnU, ot profesionalnogo, kak tu? mnogim! polovina zritelei ne poimet, tupue, ogranihinue, neponimauche, v hem zakluhatza, talant?
ОтветитьУдалитьpresudstvaya na szene, igraya, tu ato delaeh iz glubinu zerdza, davaya vozmognost ponyat.ZRITELAM ili eto
bol, ili torgestvo, shaste, ili ato plah, ili smex
kagdaya tvoya nota eto kakito smusel, .....tu atomy otdaeh duhy, glubiny ponaEty , hto tu putaesha
vuskazat, kagdoy notoi ....kakito smusel, ato tvorhestvo,,,,, tu ne dolgen dumat hto zriteli poimut ili net? ato megdy tvoim serdzam i kagdoi tvoei notoi, yxodya so szenu, tu golgen torgestvovat, Hto tu sdelal vse yspehno, a esli do kogoto eto he doidit, ato ludi, kotorue givut poverxnostno, prohel den, nu i xoroho, posluhali muzuky, nazavtra zabuli.......
tvoe tvorhestvo, ne tolko sugrat , vkladuvaya duhy, no ...ymet obesnit, dla hedo, i hto ato znahit.....da, mir polnui lgi i obmana, pravil kak git v atom mire net........
tu giveh, tu duheh, kak ponimaeh tu, i tu znaeh v duhe, hto tvoi trud ozenimui ludmi. kotorue ato ponimaut, a kto ne ponimaet, oni ne dostoinu, hitat tvoi stati, ili sluhat zvuki tvoey duhi.......
TALANT, DOBROST TVOEGO SERGZA, BORBA PUTAZA IZLIT GLUBINY SVOEY DUHI, GDE TO BOL, A GDE TO SMIRENIE S ETOY GESTOKOY GIZNEY, I MOGET KUSOHKA SHASTE ZA KOTOROE NADO BOROZA, ONO K NAM SAMO NE PRIXODIT,,,,,,, ATO TU, I TU DOLGEN VSEGDA ATO ZNAT, HTO TU NE PROSTO HELOVEK, PROZABAYA SVOY GIZN, HTO TU HELOVEK
KOTOROVO ATA GIZN ZENIT, B BUDUCHEM OTDAST TEBE HTO TU ZASLUGIL!
NE CHITAY GODA, HTO TU IX PROGIL, SHITAI GODA, KAK TU IX PROGIL, A POKA PROGIL V
TOM KTO TU EST SEGODNA......... ZAMEHATELNUI HELOVEK.......
Що таке творчість, для вас?
ОтветитьУдалитьОдного разу на співбесіді мені задали це питання. В ту хвилину я не знала, що відповісти. Виявляється, це поняття можна виразити одним словом – СВОБОДА. Це як ковток свіжого повітря, не того повітря, яким ти просто дихаєш, а того, з якого витягуєш і відчуваєш кожну молекулу.
«Творчество - переход небытия в бытие через акт свободы.» Н. Бердяев
Я зараз не кажу про ту творчість, якою заробляють на хліб, бо це скоріше бізнес, а про ту, яка розкриває тебе, з допомогою якої ти ведеш діалог з самим собою, пізнаєш себе.
«Творчество - это разговор с самим собой длиною в жизнь.» Анатолий Рахматов
В творчості, на мій погляд, головне не результат, а процес, який приносить задоволення. Ти твориш не для визнання, не для афішування, не для когось і не заради чогось. Цей процес, в першу чергу, для себе. Це як доза, без якої іноді просто неможливо!
«Творчество - это наркотик от Бога.» Бауржан Тойшибеков
Творчість – це не ті речі, які знаходяться в музеях і виставкових залах, не ті, що продаються з молотка на аукціонах… Це задоволення, яке отримуєш від процесу творення.
«Кто испытал наслаждение творчества - для того всех других наслаждений не существует!» Антон Павлович Чехов
Можна створювати матеріальні блага, а можна творити себе. Якщо розглядати творчість як діяльність спрямовану на створення матеріальних цінностей, то тут «дозволені» всі методи. А якщо мова йде про створення духовних цінностей?.. Тут творчість цінна сама по собі, вже тим, що присутня в тобі, це як позитивна риса характеру. Невже в цій ситуації високодуховна людина-професіонал буде маніпулювати свідомістю інших, нав’язувати свій світ? Напевно все залежить від особистих якостей і цінностей професіоналів. Якщо ти світла людина - ти будеш творити лише світло, якщо ти чесна людина – ти будеш грати лише в чесні ігри й лише за правилами. А якщо ти темний і безчесний, то про яку творчість йде мова? Такі люди просто заробляють гроші, роблять собі ім’я, досягають певних цілей…
Маніпуляції з свідомістю? Можливо. Якщо ти частина натовпу, байдужа і несвідома істота. Але як можна маніпулювати сильною, свідомою людиною, яка має вибір? Якщо тобі показують якісь образи, якісь світи, це не значить, що все це потрібно пропускати через себе і ставати їхнім відображенням. Навіщо тобі чужі комплекси, чужий страх, чужий біль, чужа нереалізованість? І якщо створений світ художниками-професіоналами назавжди залишається в скульптурах, на полотні, то нехай цей світ і живе своїм життям, у тебе воно зовсім інше. Людина повинна бути як дзеркало – лише ловити відображення, а за стінкою картинки мати свій власний.
Можливо до кінцевого продукту творчої діяльності необхідно ставитись як до зображення – подивився і пішов далі? Але при цьому мати своє світло всередині.
рудь ірина
Из всех комментариев не могу пройти мимо последнего. То, что еще полемика с Ларисой Б. четко очертила линию, что мой вызов принят, что моя провокация в этой статье мне удалась на все 100%, - и обозначила необходимость создания второй, более миролюбивой ее части, - это очевидно.
ОтветитьУдалитьЧто же касается вас, Ирочка, прочитав последнее - скажу одно - я горд собой! Наши с вами занятия действительно передали вам частичку этого бунтовского духа и уверенность в себе для отстаивания своей позиции. Браво!
Что же самого материала - по форме придраться не к чему. Но есть много "но"...
Не только "светлые", например, творят, а "темные" - занимаются бизнесом... Это вульгарно и примитивно - равно как и сказки о "добре" и "зле". Напомню себе всего две цитаты - Мефистофель - Фаусту: "Достаточно знаком ль ты с пустотой?"
И Воланд: "Уберите из мира все тени - и что от него останется?"
Тень - это образ (контур), который отбрасывает предмет, когда на него падает свет. Иными словами - творческая личность, получив вдохновение (озарение) на творчество (свет для произведения) - то, что может родить, пропустив через себя - есть всего лишь переосмысленный (отраженный) от личности свет. Иными словами - любое произведение от творческого процесса - всего лишь жалкая тень, которая остается от чистого света, проходящего через призму творческой личности.
Подумайте об этом!
Светлое и темное... Со всетом все ясно - оно очевидно. Казалось бы темнота - как черный квадрат... Малевича. Но что-то там в темноте есть... к примеру если включить свет... Страшнее всего, если все таки включив свет обнаружишь... пустоту...
ОтветитьУдалитьПустословие...
ОтветитьУдалитьНе обсуждается содержимое, но сам факт существования темноты, как отсутствие света. И все.
Не может быть света без темноты, а темноты без света - это естественный цикл.
ОтветитьУдалить"...К большому сожалению, - это и есть главная цель творчества: оказать влияние на другого. Причем, не просто влияние - а навязать ему свой образ, свое видение, свой мир. ..."
Вы подняли вопрос о творчестве как о "насильственном" явлении. Как разновидность - да, согласен. Но можно творить на вдохновении, можно творить не на публику, при этом не призывая и не навязывая свой образ, свое видение и свой мир. Нравится - принимайте, те нравится - вас никто не заставляет!
Все же мне кажется, что творчество это в первую очередь самовыражение. Когда, есть желание навязать свое творчество, то само творчество отступает на второй план.
ОтветитьУдалитьТе вопросы, которые вы задаете (себе, читателю) - очень важны, просто мы чаще не думаем об этом, не хотим утомляться. Я поймала себя на мысли: а ведь я так же, как и вы, точно знаю - где, на какой фразе, в какой момент у зрителя побежит слеза, и какая реприза вызовет у него прилив смеха. А девочки-актрисы могут даже больше: сделать так, что вы, зритель, в финале просто обрыдаетесь. Профессионал умеет нажать в нужном месте. Это именно то, что отличает меня - шесть лет постигавшую законы драматургии - от человека, пишущего "просто для души". Это и есть то, что мы называем "ответственность художника".
ОтветитьУдалитьКатерина Файн
Хоть и прошло полтора года, но спасибо и автору и комментаторам - я получил от всего большое удовольствие, а это значит, что ваши полемики тоже есть процесс творчества ))
ОтветитьУдалитьСербей