Instagram

суббота, 12 декабря 2015 г.

Уроки по фортепиано бывают разными...

Странное фото, не правда ли?:)
Пару лет назад, мой друг, однофамилец и просто великолепный джазовый пианист - мой "родственник" по Alma Mater, Российская академия музыки имени Гнесиных, которую мы окончили в разные годы - Gregory Fine пригласил меня как-то в Московская Консерватория, где он давал открытый урок для преподавателей московских музыкальных училищ на предмет импровизации. Первое и главное, что он требовал от тех, кто выходил на кафедру - "оторваться" от нот и попробовать играть "от себя".
Всем известно, что музыкант, воспитанный "по нотам" иногда сильно отличается от музыканта, воспринимающего и играющего музыку на слух. Два в одном - вообще крайняя редкость. Так и тогда: у слушателей, педагогов со стажем, на лицах был и ужас и недоумение одновременно: когда перед ними захлопывались ноты, они могли, конечно, повторить их по памяти. Но никто из них не мог добавить ни единой ноты от себя лично! А это - первое условие импровизации. Современным исполнителям, как правило, не особо разрешается вольно интерпретировать авторский текст. А если кто-то мне возразит - напомню, что, в концертных произведениях классиков часто присутствуют большие фрагменты для исполнительских импровизаций: прямо на сцене, например, каденции. Но выдающиеся пианисты, такие как, Гольденвейзер, все ноты за нас давно расписали. Импровизация ушла из традиционного обучения...
...Однако, никто не станет отрицать, что "уши" - главный "инструмент" любого исполнителя. Поэтому, сегодня на уроке по фортепиано, я закрыл Максим Файн (Maxim Fain) руки фланелью и заставил играть его по только что разученным нотам и их же напевать сольфеджио. Не совсем традиционно, но зато, во-первых, он научится чутко слышать каждую ноту и музыкальную фразу в целом и, во-вторых, руки сами станут "запоминать" клавиатуру. Педагоги, работающие с детьми, знают, что ребенка трудно заставить смотреть в ноты. Он всегда норовит запомнить произведение наизусть и затем заново подбирать его на клавиатуре. Вот и приходится идти на маленькие хитрости. По крайней мере, еще в младших классах музыкальной школы перед академическими концертами, вечерами, мы выключали в классе электричество и соревновались: кто сможет без ошибок в темноте сыграть свою концертную программу?


Комментариев нет:

Отправить комментарий