Instagram

07.01.2016

Рождественский Ханжа. Сегодняшняя зарисовка.

Сегодня, в Рождество, я снимал крестины в православном храме на Пятничанах. Крестная мать ребенка, молодая женщина, приехала с семьей: мужем - судя по имени, итальянцем, и маленьким ребенком в коляске. Цитаты буду приводить, по возможности, точно.
- Когда своего-то крестить будете? - улыбнулся батюшка, заглядывая в коляску.
- Скоро, 24-го, только... не у вас... к сожалению, - мать явно чувствовала себя неловко. - Мы будем крестить его... в католическом костеле, - она закончила фразу почти извиняясь и постоянно поглядывая на мужа.
- Тогда вы должны сразу знать, что у них крещение недействительное! - Тон батюшки стал резок. - Потому что у них нет благодати духа святого!

Муж-иностранец очевидно немного понимал по-русски, насторожился. Мудрая женщина не стала ему переводить. Но тот, после такого поворота, отказался входить со всеми гостями в крестильную комнату. Не знаю, что произошло еще (я занимался сборкой и отогреванием с мороза камеры), только после этого молодая женщина так и не стала крестной матерью ребенку - вместо нее ребенка крестила родная бабушка.

Во время чина, перед самым чтением Символа веры, товарищ в облачении снова прервал обряд и обратился к стоящей в углу все той же молодой женщине: "Вот смотрите, - его палец указывал в требник, - у нас в Символе веры четко написано, что дух святой исходит от отца, а у католиков - от отца и сына! Вы понимаете, что такого не может быть, поэтому у них нет благодати святого духа!"


P.S. Вы конечно обратили внимание, что некоторые слова, которые нам привычно читать с большой литеры, я написал с маленькой. Потому что, меня мучает вопрос: какого хрена, ты, ханжа, перед простыми непосвященными людьми разводишь богословский гипноз слов?! Почему тебе и в голову не могло придти, что ты мог оскорбить людей, воспитанных в другой стране, в другой культуре и в других традициях?!

P.P.S. Вслух я ничего не сказал. Вспомнился мне случай лет тринадцать-четырнадцать назад в капличке за универмагом, зимой, тоже на крестинах. Автомобиль с младенцем подкатили прямо к ступеням церквушки. Выбежал какой-то пожилой послушник в рясе. На вид интеллигентный, в очках. Начал орать (без преувеличений):
- Уберите машину, а то таинство не состоится! (Дословно).

Я стоял здесь же, готовился, как и сегодня, фотографировать чин. От такого заявления представительного человека в рясе народ на ступеньках опешил. Я не выдержал и съязвил:
- Вот, хотел бы я, чтоб твои слова услышал Христос!
- Богохульник!! - еще более неистово заорал он.
- Отчего же? - парировал я, - если Христос тебе не слышит, то что ты тут делаешь?! Если Христос тебя слышит - то богохульник ты, потому что смущаешь малых сих! Разве тебе решать: состоится  таинство или нет?
- Но там ведь знак: въезд запрещен! - не унимался он.
- Неужели? А я думал, церковь подчиняется другим знакам! - мой тон был на удивление спокойным.
Он выходил из себя.
- Да ты знаешь, кто я?! Я подвизался на самом Афоне!!!
- О... Тогда мне все с тобой ясно, - отмахнулся я, - те, кто попадают на Афон и стяжают благодать - там и похоронены. Дальше все земные пути им становятся бессмысленны. А раз ты тут... 

На крыльце появился настоятель, отец Василий, и, из уважения к нему, я прекратил этот бессмысленный спор. Позже, через несколько лет, когда у себя в студии я снимал отца Василия при полном параде, при орденах, мы вспомнили этот случай. Я говорю: "Отец Василий, ведь не даром у вас в семинарии при постриге ходит такая байка "Как одел подрясник - береги его - он с душой твоею цвета одного!"

Только того афонского подвижника уже не было в живых - кстати, он, кажется, похоронен возле той же церквушки за универмагом.

P.P.P.S. В каждой профессии есть рьяные, но недалекие буквоблюстители. Только меня всегда по-прежнему коробит, когда маленький обыкновенный человек, не злодей, не отчаянный грешник, оказывается смущаем, повержен в уныние, а в итоге - забывает дорогу к храму из-за таких вот ханжей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий