Сегодня, 15 Шват 5778 года, мы в синагоге отмечали "Новый год деревьев" - Ту би-Шват. Согласно преданию, деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце Шват деревья просыпаются после зимней спячки, то именно это время и было избрано. Сегодня начинается новый годовой цикл для всего плодоносящего. Но главное, как написано в Торе: «Быть может, дерево полевое есть человек» (Дварим, 20: 19). Раз Тора сравнивает человека с деревом - значит, это и наш праздник.
Человек тоже символически имеет корни, ствол и крону, и, конечно же - приносит плоды своего труда. Об этом сегодня учил нас и реб Шауль на уроке. А Игорь Барго напомнил слова Любавичского Ребе: у дерева есть уникальная добродетель, которой не обладают другие, даже более высокоорганизованные, виды. Дерево всегда связано с местом, на котором выросло, всегда связано со своими корнями. Животные и человек мобильны, меняют места обитания. Признак того, что они живут, — это способность двигаться. Однако существование растений зависит от их связи с корнями, и только так они могут расти и давать плоды.
Также раввин попросил и меня добавить несколько слов. Я отметил, что плоды приносят не все деревья, но их польза от этого не уменьшается. Традиционно мы пытаемся "судить по плодам", но забываем, что нашему взору открыто далеко не всё. И те суждения, которые мы с лёгкостью выносим друг другу, могут быть ошибочными и недальновидными. А ещё я подумал, что даже могучее дерево - ещё минуту назад оно кому-то служило укрытием от непогоды или просто радовало глаз художника - может быть вырвано с корнем от порыва ветра или смыто несущимся потоком воды. И нет его. У человека ведь точно так же: подкосить его ничего не стоит, как бы крепко он не стоял на ногах - иногда даже болезнь для этого не нужна: достаточно одного неверного помысла - и словно прорвавшаяся плотина уносит тебя в неизвестном направлении. И какая потом от тебя польза? Хорошо, если не поломает в потоке, и потом кто-то использует тебя для мачты парусника, но в большинстве случаев - на дрова, в топку. Не сталкиваемся ли мы с таким повсеместно?
Человек тоже символически имеет корни, ствол и крону, и, конечно же - приносит плоды своего труда. Об этом сегодня учил нас и реб Шауль на уроке. А Игорь Барго напомнил слова Любавичского Ребе: у дерева есть уникальная добродетель, которой не обладают другие, даже более высокоорганизованные, виды. Дерево всегда связано с местом, на котором выросло, всегда связано со своими корнями. Животные и человек мобильны, меняют места обитания. Признак того, что они живут, — это способность двигаться. Однако существование растений зависит от их связи с корнями, и только так они могут расти и давать плоды.
Также раввин попросил и меня добавить несколько слов. Я отметил, что плоды приносят не все деревья, но их польза от этого не уменьшается. Традиционно мы пытаемся "судить по плодам", но забываем, что нашему взору открыто далеко не всё. И те суждения, которые мы с лёгкостью выносим друг другу, могут быть ошибочными и недальновидными. А ещё я подумал, что даже могучее дерево - ещё минуту назад оно кому-то служило укрытием от непогоды или просто радовало глаз художника - может быть вырвано с корнем от порыва ветра или смыто несущимся потоком воды. И нет его. У человека ведь точно так же: подкосить его ничего не стоит, как бы крепко он не стоял на ногах - иногда даже болезнь для этого не нужна: достаточно одного неверного помысла - и словно прорвавшаяся плотина уносит тебя в неизвестном направлении. И какая потом от тебя польза? Хорошо, если не поломает в потоке, и потом кто-то использует тебя для мачты парусника, но в большинстве случаев - на дрова, в топку. Не сталкиваемся ли мы с таким повсеместно?
Комментариев нет:
Отправить комментарий