Instagram

25.09.2009

Внезапная смерть В.Д. (zoriy: авторская статья)

"Наивысшее искусство ведения боя - когда самурай только сидит на берегу моря. Сидит до тех пор, пока мимо него не проплывет труп его врага..." (японская мудрость)

— Мой "недобрый" "нематерящийся" друг К.!

Ты абсолютно прав - мы все научены мыслить вселенскими стереотипами. За ними легко спрятаться от собсвенной ничтожности. Они греют душу и приносят оправдания мелким огрехам и безделушкам, которые, увы, мы всегда себе прощаем! Вот и я также: ветряные мельницы снесены, а обозрев внутреннее - поводов для особой радости не обнаруживаешь. И что тогда?

...

И тогда человек ищет врага внешнего. Того, против которого можно ополчиться, объединившись с самим собой. Врага - чем вымышленней - тем желаннее, потому как сам устанавливаешь правила боя и сроки для одержания побед...



Осваивая новые жизненные пространства, самое неудачное - прихватить с собой тех, с кем годами "чаевничал" на кухне. Это не друзья - это коротатели жизни, - с ними тоскливо, и без них никуда. Если ты прихватишь их с собой, ты будешь постоянно нервничать, опасаясь, что в новом мире и новом окружении они выдадут твою слабость, пусть даже и незначительную...

Они могут выказать к тебе панибратство именно в тот миг, когда ты строишь новые отношения с людьми, понимая, что дистанцирование и соблюдение субординации в будущем смогут тебя оградить от навязчивости их стереотипов...

...

На этой длинной умной фразе я вчера уткнулся носом в клавиатуру... То ли сказалась колоссальная усталость от бесконечных 12-часовых съемок, то ли мозги отказывались переваривать эмоциональное восприятие мира, только сегодня, прежде чем я сел завершить мысль, случилось нечто, что развернуло это размышление в диаметрально противоположном направлении...

— Мой старинный сдержанный друг К.! Ты трезвонил мне сегодня из Москвы по всем телефонам, чтобы сообщить новость, которая, на первый взгляд, должна мне быть безразлична.

Но только на первый взгляд...

Сегодня умер В.Д.. Кто он такой? Да собственно никто... "Ни друг и ни враг, - а так" (как пел Высоцкий). Наши судьбы с ним развивались параллельно на протяжении многих лет. Это был сильный, яркий, волевой обрусевший грузин. Он умел держать мир в ежовом кулаке - его энергия захлестывала через край! Он подавал образы тысячам - и его слушали сотни тысяч. Он пытался быть искренним, но его тщедушное мировозрение выдавало меркантильность его интересов. Он не был масштабен, но претендовал на высокие должности. Он был опорой и крахом одновременно многих надежд. Те, кто следовали его советам, - были обречены на тупики. Он разрушил многие семьи под видом созидания, в том числе и свою... ...

Я благодарен его прямолинейному однобокому представлению о жизни. Он "ломал" меня как мог... Годами... Может благодаря этой бесконечной борьбе я стал настолько закаленным?!

Каждая наша встреча с ним - это лязг мечей, кровавый пот и тихие слезы по ночам... Помню, последний штрих - я, распахнув настеж дверь его белоснежного Паджеро, плеснул ему в лицо из бокала с шампанским со спокойным видом:



"Никто больше, особенно Вы, не смеют без стука входить в мой дой! Двери моего дома для многих открыты... Но запомните - не для Вас!"



... Он тогда ничего не ответил - только слащаво улыбался. А через 24 часа меня выселили... С маленькими детьми... Прямо на мороз... И дали еще сутки на то, чтобы убрать вещи...

Было и хорошее в нашем с ним общении. Например, я всегда был поражен его водительским способностям... Это был просто монстр на дороге! Ездить с ним было невероятно трудно - ты упирался руками и ногами, и дикое напряжение сходило только когда можно было выйти из машины. Когда-то его отец на целый год наложил на него табу: ездить не больше 50 км в час и не дальше одного метра от обочины. Школа...

Меня всегда завораживала его хватка вождения! Я теперь за рулем такой же... Спасибо ему.

— А вспомни-ка, друг мой К., как твоя первая супруга постоянно искала у него поддержки и защиты от тебя, "негодяя"?! И как в старые партийные времена - тебя "на ковре" наставляли о правильных образах главной ячейки общества... Жаль, ты был молод и дурак, что слушал...

...

Самое неприятное в общении с ним это была его манера разговора. Он приближался к тебе вплотную так, что иногда ты мог ощущать у себя на лице брызги его слюны, и смотрел на тебя в упор. Но не в глаза, а чуть выше - то ли прямо над твоей головой, то ли в центр лба, - но создавалось ужасное ощущение, что он беседует не с тобой, а с кем-то рядом, полностью игнорируюя твои ответы и аргументы. Слышал он, к сожалению, только себя...

...

Жаль, конечно, его молодую жену... И сынишку... Ему, наверное, уже лет семь-восемь... ...

Самое удивительное, что умер он от такой же операции, как делали полгода назад и мне - по выравниванию носовой перегородки... Зашкалило давление - не смогли откачать... ... У меня тоже нижняя планка высокая - 100. Тоже мог там и остаться...

...Какие разные судьбы... Цари и нищие меняются местами в мгновение ока... "А судьи кто?!" ... Перед операцией он просил знакомых за него не молиться... А зря... Вот какая бывает сила "немолитвы", - только оставь щелочку, - и тебя ничто не удержит от твоей судьбы... ...

Поэтому я глубоко внутренне понимаю, как важен КАЖДЫЙ человек в нашей жизни! Случайный или не случайный, - если бы мог хоть кто-то в тот миг за него помолиться... ...

Может он счастливее всех нас - смотрит отмучившимся умиротворенным взором на все эти передряги?! Может быть... Только представить себе не могу - сколько ему предстоит еще завершить незавершенных разговоров, развязать наглухо запутанных им же клубков! Сколькие ему не простили свои переломанные судьбы! ...

Он был человек-эпоха. Жаль только, что эпоха - временная, преходящая... Жаль также, что его приземленное мировозрение "обрубило" крылья целому Летучему кораблю - ковчегу, разбившемуся о скалы человекоугодия, лизоблюдства, мелочности... После чего, оставшиеся в живых вынуждены уже только ползать и извиваться, боясь, даже в собственном сознании - хотя бы одним вглядом - подняться в открытое небо!

... Ибо небо стало для них... увы... недоступным...

Комментариев нет:

Отправить комментарий