Я долго сегодня всматривался в море. В людей, которые с удовольствием ныряли в него, как птицы вспархивают в небо. Плывёшь на поверхности – земля твой ориентир: чем дальше – тем страшней. Каждое твоё движение, твои силы – ты соотносишь с землёй: хватит ли сил вернуться? Но стоит тебе, будто пройдя сквозь стену, заглянуть по ту сторону зеркальной поверхности воды, как ты попадаешь в другой мир. Мир, со своими сказками, своими просторами, своими до сих пор неразгаданными тайнами. Ты одеваешь маску или акваланг, и тебе кажется, что ты тут свой: большие и маленькие рыбы играют с тобой, как с равным. Тебе не хватает проворности, часто твои движения неуклюжи, ты пугаешь их. Но стоит тебе затаиться – и они снова доверительно подплывут к тебе и примут за своего.
С чем сравнил бы я море? – С небом. Мы тоскуем по небу, но не можем летать. Нас пленят его просторы, но как нам оторваться от земли? Потому и приезжаем мы к морю, чтобы напомнить своей душе о небе. Чтобы всмотреться в небо в той плоскости, к которой привык наш взгляд. Чтобы увидеть далёкий горизонт. Тогда бескрайность моря нас успокаивает. И мы верим тогда в бескрайность неба. Без моря, просто подняв вверх голову – ничего не даст. В обыденной жизни мы не можем сравнить пространства – нам кажется, что земля заполонила всё вокруг. Что кругом одна земля, а небо – лишь придаток к ней. Да и до неба ли нам? А вот душа – наоборот, она просится в отпуск, чтобы хотя бы одним глазком заглянуть туда, куда её тянет, где ей привычнее. Где она дома.
Там она не станет одевать маску. Маски нужны нам здесь: в мире магнитов и реверансов. У нас их целый гардероб – под каждый случай. И на всякий случай. Иногда это – простые трубки для ныряния: ты опускаешь лицо в проблему, а дышишь чистым, внешним. Иногда – это маски с аквалангом: приходится погрязнуть настолько, что без внешнего воздуха никак. Ты не можешь дышать запахами многих дел, а ворочать ими хочется. Залог выживания. А иногда твоя маска – целый батискаф. С чужой помощью тебя опускают на глубину, и ты вынужден делать всю чёрную работу. Чаще не на себя. Ты под контролем. Давление на дне нормальное. Ты пока жив.
Любите небо так, как вы любите море! Оно такое же прекрасное, только тоньше. Мы можем не бояться в нём утонуть, потому что, в отличие от моря, небо создано для нас. Его обитатели доверяют нам, когда мы стараемся не размахивать перед ними своими несуществующими крыльями, не надуваться, словно павлины, вместо перьев переливаясь в свете лучей от золотых цепочек и фасадного достатка. Золотые якоря не открывают тонкие двери. Да и море их не любит – всегда норовит утащить на дно. Вот и я плавал сегодня и поймал себя на мысли, что не могу расслабиться и довериться воде, пока на шее цепочка – каждый раз вздрагиваю и проверяю рукой, на месте ли она?
Море – это отражение неба. Мы всматриваемся в горизонт и часто видим, что по обе стороны от него краски одни и те же. А когда в тихой поверхности воды отражаются облака – такая картинка часто приводит нас в восторг. Нам кажется, что небо становится ближе? Что небо спустилось к нам? Оно и так никуда не уходило. Оно здесь. Оно отражается в наших глазах. Ведь не даром говорят: глаза бывают чистые, как небо и бездонные, как море!
А когда находит туман или утренняя дымка – уже и не различишь, где заканчивается море и начинается небо. Ты стоишь у края земли, и прямо перед тобой, буквально под ногами, начинается пространство, которое не заканчивается нигде. Вступить в него страшно. Включается внутренняя полиция безопасности и требует очистить мысли от непрогнозируемых ходов. Каждый сам себе полицай. Каждый сам себе освободитель.
Зорий Файн, 18-19.11.2017, Синай.
Комментариев нет:
Отправить комментарий